Главная » 2017 » Май » 19 » История старинного вальса

23:44
История старинного вальса

 
Когда рождаются  чувства, не произнесенные, не разделённые, без имени, то как выразить их.. Имя им может быть дано  случайно… Но так ли важно название чувств, как их не назови, они останутся  чувствами..
А может быть человек переживает так глубоко, и всё высказанное в музыке, является смыслом всей жизни, и следом на Земле…..

А если после жизни человека,  волею судьбы,  почти всё стёрто в памяти, если осталась лишь   единственная мелодия  не произнесённых чувств, то что ещё вернее поведает о нём….
 
Макс Авельевич КюссЖил-был человек по имени Макс, он родился в Одессе, но точной даты его рождения неизвестно, то ли в 1877 году, то ли в 1874….
Неизвестно потому, что почти все документы о нём сгорели во время пожара в годы войны. Сгорели не только документы, но и  почти все фотографии,  письма, ноты, и всё,  что оставило  бы память..
Неизвестна даже точная дата его последнего дня жизни. Последний раз его видели жители Одессы зимой в 1942 году, когда город был в оккупации фашистскими войсками. Его вели по улице, под конвоем фашисты, и  после этого его уже не видел никто.
Об этом человеке сохранились лишь скупые строчки биографии, выписки из послужных списков с мест службы, пара фотографий, афиша, немного нот. и музыка, наполненная сильными чувствами… Много это или  мало?
 
Макс Авельевич Кюсс родился в семье  ремесленника. Он с раннего детства любил музыку, мечтал научиться играть на музыкальных инструментах..  Работая учеником жестянщика, Макс накопил  немного денег на частные уроки музыки. Первыми инструментами, которые он освоил, были скрипка и кларнет. Учителя говорили, что мальчику нужно поступать в музыкальное училище. Об этом можно было  только мечтать, но бедной семье это было не по карману. Помог случай.  Юный Кюсс стал воспитанником военного духового оркестра.. Нашлись добрые люди, которые заметили в мальчике музыкальные  способности, и дали  рекомендацию для поступления в Одесское музыкальное училище, куда он был принят,  на дирижерское отделение. Но закончить обучение ему не удалось, потому что нужно было помогать   семье. И он стал зарабатывать на жизнь игрой в частных ореестрах, на свадьбах и торжествах. Макс уже мог свободно играть на многих инструментах,  и, с каждым днём,  всё более  мечтал сочинять  музыку.

В мае 1907 года поступил на службу капельмейстером в Восточно-Сибирский стрелковый полк, расположенный во Владивостоке. 
Кюсс в то время считался уже известным музыкантом, автором нескольких произведений, в числе которых были вальсы «Разбитая жизнь», «Грёзы любви»,  «Моя тайна», «Королева экрана»


Однажды он впервые исполнил своё новое сочинение - вальс, у которого  не было ещё названия. 
Мелодия этого вальса заворожила жителей Владивостока, под неё танцевали, влюблялись,  переписывали друг у друга ноты, вальс исполняли в парках, скверах, на городских площадях… 

 

 
 

При подготовке к очередному концерту, у  организаторов возник вопрос, как же назвать новое произведение Макса Кюсса. В то время в организации концертов  принимала участие супруга одного из офицеров  полка, Вера Яковлевна Кириленко. Она активно занималась общественной деятельностью, и была руководителем общества помощи пострадавшим на войне.
Когда у композитора спросили о названии вальса, то он ответил, что согласен на любое имя  произведения, и полностью это доверяет организаторам концерта.  И тогда Вера Яковлевна предложила назвать  вальс «Залива амурского волны». Позже название произведения было сокращено, и стало известно, как вальс «Амурские волны»


 

 

Со временем история создания вальса «Амурские волны» обросла многочисленными легендами, о том, к кому автор музыки испытывал чувства любви. В газетах писали о том, что композитор  был безответно  влюблён в Веру Кириленко, потому что её портрет  изображен на первых изданиях афиш,  и  на обложках  нот. В других источниках появлялись рассказы о том, что Кюсс,  проезжая в  поезде,  мимо  амурского залива, встретился в вагоне с незнакомкой, которую  полюбил с первого взгляда,, и под впечатлением об этой  встрече, сочинил  прекрасную музыку. 
Но  все опубликованные легенды - лишь людская молва, сочинённая без ведома  автора. Потому что не найдено ни одной личной записи композитора,  в которой он бы  сам  упоминал  о своих чувствах.  Порой и сам человек не  всегда знает, что стало причиной его переживаний, да и если бы  знал, промолчит….. Поэтому всё то, что высказано в музыке, так и осталось тайной его сердца. Может быть,  автора вдохновила  мечта, или воспоминание… Если в музыке вложена вся жизнь человека, то что ещё вернее сердца  услышит, о чём она звучит…. 

 

 

Макс Кюсс почти всю жизнь служил капельмейстером, он руководил оркестрами разных воинских подразделений, так и гражданскими духовыми оркестрами.
Композитор продолжал сочинять музыку, но ноты  не опубликовывал, и они оставались в рукописях. Поэтому много его произведений утеряно  во время войны.
В 1934 году Макс Авельевич Кюсс вернулся в Одессу,  в город своего детства и юности. Там он руководил оркестром милиции, а так же  основал музыкальную школу, для обучения талантливых детей, из числа бывших беспризорных.

Когда началась война, Кюссу было  67 лет, он не успел эвакуироваться, и остался в родном городе. Когда Одессу заняли фашистские оккупанты, то кто-то из немецкого  руководства узнал, что Кюсс  композитор. Его вызвали в комендатуру, и потребовали сочинять марши для фашистов, и  исполнять марш «Хорст Вессель», на что Макс Кюсс ответил: «Нет». Что за этим последовало, остаётся догадаться. 

 


В 1944 году ноты уже забытого вальса случайно нашел руководитель ансамбля песни и пляски Дальневосточного фронта, Владимир Румянцев. По его просьбе, солист хора, Серафим Попов, написал текст к этой музыке. 
Он тогда ничего не знал об истории создания  вальса, и по названию произведения  решил, что это связано с воспоминаниями о реке Амур. Время было военное, и  нужен был подъём духа народа,  для  скорейшей победы, и песня для хора была создана, на музыку Кюсса.

 
«Плавно Амур свои волны несет,
Ветер сибирский им песни поет.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна...»
 
 

В 1953 году эту песню исполнил молодежный хор, на Всемирном Фестивале Молодежи и Студентов в Бухаресте, за что получили 1 премию, и песню узнал весь мир. Кроме нашей страны, песня «Амурские волны»  полюбилась  и в странах Дальнего Востока, в Корее, Китае и Японии. Оркестры и  хоры этих стран исполняли тоже эту песню.

12 апреля 1961 года, в день полёта первого космонавта Юрия Гагарина, радиостанция города Хабаровска передавала по радио вальс «Амурские волны», с позывными на его фоне.Юрий Гагарин в тот момент был уже на орбите Земли. Он записал в бортовом журнале:
«9.33. Вышел в тень Земли. 
9.42 В тени. Самочувствие хорошее. Слышу «Амурские волны».

Так музыка Макса Авельевича Кюсса стала первым музыкальным произведением, которое услышал человек в космосе.

Пройдут года , и многое в жизни может забыться… Только не забудется в душах старинный вальс  невысказанных чувств.

 
 

На  международном фестивале духовых оркестров в Хабаровске.


 
 
Категория: В мире музыки | Просмотров: 60 | Добавил: нибирутяночка | Теги: ретро, Старинные вальсы, макс кюсс, амурские волны | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
2
2
love  love  love  appl  appl  appl
avatar
3
1

goodpost love love love
avatar