Главная » 2013 » Февраль » 19 » Рок-группа "Автограф"

15:22
Рок-группа "Автограф"


 

«Автограф» был образован 4(2) мая 1979 года. В первый состав вошли:

Александр Ситковецкий (гитара, вокал), Леонид Гуткин (бас-гитара, фагот), Леонид Макаревич (клавишные), 
Андрей Моргунов (ударные). В июне того же года за барабаны вместо Моргунова садится Владимир Якушенко. Затем, возвратившись с отдыха в Алуште, в группе появляется бывший участник «Високосного лета» Крис Кельми, который, в свою очередь, приводит в коллектив Сергея Брутяна (вокал). Эти изменения привели к тому, что «Автограф» стал одной из немногих рок-групп в конце 70-х, в составе которой были музыканты высокого профессионального уровня, да ещё с музыкальным образованием. К примеру, Александр Ситковецкий выпускник музыкального училища им. Гнесиных по классу гитары, Леонид Макаревич закончил Московскую консерваторию. Больше всего впечатляет "послужной список" Леонида Гуткина: музыкальная школа при консерватории по классу фортепиано, училище при консерватории по классу(!) фагота, консерватория по классу того же фагота. Что самое интересное, Гуткин стал мощной ритм-секцией группы (вместе с Якушенко), виртуозно играя на бас-гитаре!

     Через полгода репетиций, еще не дав ни одного концерта, ансамбль был приглашен на престижнейший рок-фестиваль в Грузии. «Автограф» срочно создает новую программу для участия в нем. В этот период в группе играло два клавишника. Музыка получалась фантастическая. Первые репетиции «Автографа» проходили в подвале одного из общежитий недалеко от метро «Автозаводская». За возможность репетировать музыканты каждую субботу "отрабатывали" на танцах. Уже на первых своих репетициях «Автограф» стал исполнять крепкий, и что было совсем не характерно для рок-групп того времени, виртуозный арт-рок с остросоциальными текстами. 

     Фестиваль проходит с 8 по 16 марта 1980 г. в Тбилиси и «Автограф» получил вторую премию, а также специальные призы за лучшую музыкальную композицию («Ирландия. Ольстер»). Визитной карточкой группы на долго оставалась безымянная увертюра, названная спустя два года «Пристегните ремни безопасности». Коллектив в одночасье стал известен всему Союзу, ими заинтересовались журналисты.

     Сразу после конкурса фирмой «Мелодия» был выпущен первый авторский миньон группы. Летом 1980 года из группы ушли: К. Кельми в театр имени Ленинского комсомола, где из обломков группы «Виктория» он, реализуя собственные планы, создал свое «Рок-ателье» (к тому же два клавишника - это очень много для рок-коллектива) и решивший продолжать учебу в институте В. Якушенко, место которого занял дебютант Виктор Михалин. Успех на тбилисском рок-фестивале сделал имя «Автографа» известным по всей стране, а короткая олимпийская оттепель в политике Министерства культуры позволила группе, практически не меняя репертуара, перейти на профессиональные рельсы, став первой рок-группой, с которой заключил трудовое соглашение Москонцерт.

     В мае 1982 г. Брутяна, решившего вернуться к заброшенной кандидатской диссертации по филологии, сменил Артур Михеев из одной из первых московских хард-роковых групп «Волшебные сумерки», вскоре взявший сценический псевдоним Беркут, вокал которого становится визитной карточкой группы. В том же году на экраны страны выходит лирической комедии «Шляпа» режиссера Леонида Квинихидзе с Ириной Мирошниченко, Людмилой Савельевой и Риммой Марковой в главных ролях, специально для которой «Автограф» написал песню «Монолог». Эта песня, с воодушевлением встреченная молодёжью, студенчеством, подвергается серьёзному разбору работниками фирмы «Мелодия» и Министерства культуры как "произведение с нездоровым настроением". Всё настойчивее звучат призывы вернутся к бесконфликтной любовной лирике. Начало восьмидесятых было "золотым временем" для «Автографа». Коллектив становится суперпопулярным и активно гастролирует по всему Советскому Союзу, приносит государству многомиллионную прибыль. И вместе с тем, худсовет официальной фирмы грамзаписи «Мелодия» усматривает в композициях группы двойное дно, категорически отказывается выпускать виниловые пластинки группы.

     В музыкальном отношении начальный период «Автографа» отличается развитием принципов «Високосного лета» - сложные инструментальные части композиций , изобилие музыкальных тем , не получающих окончательного развития и исчезающих, едва появившись. Группа выкристаллизовывает свой поэтический почерк, вызывающий серьёзные нарекания тех, кто высказывался за обязательность максимального приближения песенных текстов к советской действительности. По свидетельству доброжелательно настроенных представителей прессы, именно в начале 80-х группе удаётся достичь органического слияния музыки и слова, успехом у слушателей пользовались его песни «Ливень», «Блюз Каприз», пьеса «Марсианские хроники» и один из главных хитов тех лет «Ирландия. Ольстер». Исполняя оригинальный "академический" арт-рок, «Автограф» пошел по пути «King Crimson» и «Procol Harum», заключив творческий союз с М. Пушкиной - профессиональной поэтессой и автором текстов (ранее сотрудничавшей с «Високосным летом»), сумевшей точно подобрать необходимую музыкантам авторскую интонацию, создать интегрированный образ личности, от лица которой велось повествование, тем самым многократно усилив художественную ценность музыкального материала. В условиях дефицита на рок-музыку, полу запрета на нее, «Автограф» был кумиром, который наряду с «Машиной времени» действовали официально. В 1983 году, когда для рок-музыкантов началось "закручивание гаек", группа, чтобы избежать идеологического прессинга, решилась на отчаянный шаг - принять участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Получив вторую премию, музыканты могли потом "прикрываться" ею как пропуском на большую сцену. То был год борьбы за выживание группы. С другой стороны звание лауреатов конкурса открыло перед ними двери "железного занавеса", и «Автограф» отпустили на первые зарубежные гастроли - сначала, как водится, в Болгарию. Поначалу двухнедельное турне шло вяло, залы были полупустые, но под конец гастролей ситуация изменилась к лучшему: группой заинтересовалась публика, появились представители прессы и телевидения. Для болгар было настоящим открытием, что в Советском Союзе существует рок-музыка.

     Становление «Автографа» приходится на нелёгкие для советского рока годы. Поток запрещающих инструкций и жёсткий отбор специальными комиссиями оказывают влияние на идеологию их творчества. Тем не менее именно в это время происходит шлифовка стилистического языка, в экспериментах с сочетаниями различных ритмических интонаций сказывается владение колоссальным объёмом музыкальной информации (от классики конца XVII века до элементов классического джаза, джаз-рока, фанка и рэггей). «Автограф» заявляет о себе как группа, играющая арт-рок, музыкально сложный, но более безопасный в социальном смысле. «Реквием памяти Джона Леннона», по сути, становится реквиемом по временам единения музыки и слова, отголоском ранее написанного "високосниками" «Реквиема по растоптанной землянике в августе».

     Итогом трех лет творческой деятельности группы стал альбом, записанный в начале 1984 года, издать его на фирме «Мелодия» не представлялось возможным, в результате он распространился по стране, как магнитоальбом «Автограф 2».

     Следующая большая работа - сюита «Век № 20», практически моноопера для певца Беркута, была специально сочинена под его вокальные данные - большого отклика не получила. Хотя музыкальный материал, изобилующий интересными темами, включал оркестровые эпизоды, неожиданные соло на фаготе бас-гитариста Гуткина, игру на саксофоне вокалиста и виртуозную игру клавишника Л. Макаревича по профессиональному уровню ставили «Автограф» вне досягаемости. Но на фоне энергичного "выброса" в атмосферу музыкальной жизни "социального рока", в котором неумелое обращение с музыкальными инструментами с лихвой компенсировалось остротой и злободневностью текстов, звезда «Автографа» потускнела. 13 июня 1985 г. «Автограф» единственным удостоился чести выступить в советской части международного проекта «Live Aid» - телемосте с Великобританией и США. Через спутник выступление исполнившей две песни группы транслировалось в "живом" эфире на аудиторию в два миллиарда человек во всем мире.

     В том же году ансамбль участвовал в съемках передачи «Песня-85». Руководство Госконцерта, поняв, что на рок-музыкантах можно зарабатывать деньги, стало смелее отпускать их за границу. Прошли турне еще по нескольким странам. Труднее всего, по мнению участников, пришлось в Венгрии, а лучше всего встречали в Чехословакии. 30 мая 1986 года «Автограф» выступал на одной сцене с Михаилом Ульяновым, Аллой Пугачевой, Александром Градским, группами «Круиз» и «Браво» в концерте «Счет № 904», сбор от которого пошел в фонд помощи Чернобылю. В 1986 году на фирме «Мелодия» был издан первый диск-гигант «Автограф», составленный из лучших вещей двух магнитоальбомов. «Dream is over» - эти слова убитого члена «Битлз» можно было бы вынести эпиграфом на обложку первого диска группы, пролежавшего в ущерб репутации музыкантов несколько лет у редакторов фирмы «Мелодия» из-за нежелания авторов текстов изменить несколько строчек в песне «Монолог» и полностью переписать текст «Корабля». Имея профессиональный статус, за семь лет(!) музыканты выпустили лишь один виниловый сингл и несколько композиций в различных сборниках. Смешно сказать: штатная единица Москонцерта самостоятельно, (можно сказать - полулегально) записывает три магнитоальбома! (Кстати, ни один из них до сих пор не издан). В конце года в группу приходят новые музыканты Сергей Мазаев (вокал, саксофоны) из ВИА «Здравствуй, песня» и Руслан Валонен (клавишные, программирование), из популярной в начале восьмидесятых группы «Москва».

     В июле 1987 года «Автограф» принял участие в историческом советско-американском концерте «Rock 'n' Roll Summit» вместе с Джеймс Тейлор, Сантана, «Doobie Brothers». В августе «Автограф» удачно выступил на фестивале в польском городе Сопот, получив вторую премию конкурса, приз журналистов и приз радио и телевидения Польши. Там же в Сопоте «Автограф» знакомится с американской певицей Мэри Ди, исполнив вместе заключительную песню фестиваля. Благодаря стараниям менеждера Мэри Ди в Москву приезжает представитель американской компании «Capitol» и подписывает с «Автографом» контракт на пять лет. Гораздо важнее для «Автографа» были гастроли на Западе - в Австрии, Дании, Финляндии, ФРГ и Канаде, где по достоинству оценили их музыкальный потенциал. В Северную Америку музыканты съездили в феврале 1987 г. - для участия в фестивале «Рандеву-87». По программе они должны были участвовать в двух гала-концертах, но интерес к "советским рок-музыкантам" был столь велик, что импресарио предложил им после этого дать сольный концерт в самом престижном зале Монреаля «Спектрум». Ансамбль ждал триумф, музыканты четыре раза "выходили на бис". Группа получила очень благожелательную прессу. На следующий день «Автограф» выступил в рассчитанном на четырнадцать тысяч человек Дворце спорта «Колизей» в одной программе с канадской группой «Glass Tiger» - "которая тогда занимала первое место в хит-параде в Канаде и девятое - в США" - и ветеранами джаз-роковой сцены «Chicago».

     В то время, на пике популярности, группу сравнивали с «Genesis» и «Yes». Но затем, в первую очередь из-за ее академизма, о музыке «Автографа» отзывались уже более сдержанно. После 1986, когда легализация рока в СССР приняла массовый и необратимый характер, «Автографа» со своей виртуозной и технически безупречной, но морально устаревшей музыкой оказался в тени. Он все больше времени проводил за рубежом, но, в конечном счете, не сделал имени там и потерял его здесь. В мае 1988 года Макаревич, написавший неповторимый по настроению «Разговор с Леонардо Да Винчи», но не сумевший раскрыться как композитор, ощущая, что его музыкальные идеи не находят применения, покинул «Автограф». После очередных гастролей в США и пробных записей там, звук коллектива трансформировался в профессионально сыгранный рафинированный AOR, в их репертуаре появилось больше баллад и лирических песен. Новая программа группы вышла в 1989 году на диске «Каменный край», который создавался в сотрудничестве с поэтом Сергеем Патрушевым и записывался в студии Московского Дворца молодежи со звукорежиссерами И. Замараевым и Р. Валоненом и в Лос-Анджелесе в студии «Тракс». Альбом продюсировали Руслан Волонен и «Автограф» с российской стороны и Аллен Рой Скотт и Майкл Макдональд - с американской.

     Весной 1990 г. в гостиничном номере города Ульяновска тихо умерла легендарная рок-группа «Автограф».

      В 1991 году на американской фирме «Бизар» был выпущен следующий альбом группы «Tear Down The Border», в который вошла "часть заново записанного материала «Каменного края» и абсолютно новые песни". Альбом продюсировали Роберт Даффи и Тед Бишоп.

     В 2001 году, Артур Беркут пытался "реанимировать" коллектив под названием «Автограф XXI», но право на название не было подтверждено А. Ситковецким, Л. Гуткиным и В. Михалиным, поэтому Артур переименовал свой проект в группу - «Беркут». В том же году на дне рождения Л. Гуткина всего на несколько часов произошло воссоединение группы «Автограф» в составе: Сергей Брутян, Владимир Якушенко, Леонид Гуткин, присутствовал также и А. Ситковецкий.

     В декабре 2004 года группа объявила о своем воссоединении в "золотом" составе: Ситковецкий, Гуткин, Беркут, Михалин, Макаревич. Короткий тур по городам (Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Минск) был завершен 23 июня 2005 финальным концертом в СК «Олимпийский» (Москва), где на сцену вышли также Мазаев, Брутян и Кельми.

     1 сентября 2012 года "Автограф" в своем "классическом" составе принял участие в фестивале "Легенды российского рока. Часть 1", организованного "Первым каналом" и "Центром Стаса Намина".

 

(Материал взят с официальной страницы рок-группы "Автограф")

 

Автогроаф

 








 
Категория: В мире музыки | Просмотров: 158 | Добавил: Хранитель-Ветер | Теги: автограф | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
avatar