Главная » Статьи » Мифы, легенды, сказания

~АЛТАЙСКИЕ СКАЗЫ~ (продолжение-5)

~ О ШАМБАЛЕ ~ Где-то в горных массивах Азии, в неведомом нам далеком местечке, уцелела «допотопная» Шамбала, страна, значит, такая… Допотопная в том смысле, что не плохая, а древняя, еще до потопа существовала. Еще говорят, что заселена она была бессмертными людьми, пришедшими «с неба», были они мудры и умны к тому же. А правил теми людьми камень — Шамбала, обладал он великой таинственной силой и властью над людьми.

Много экспедиций отправлялись на поиски Шамбалы и волшебного камня. Ищут Шамбалу и по сей день. И следы отыскались… у нас на Алтае! Не верите? А вы попробуйте поискать сами. Шамбалу найти не сложно. Камень умеет сиять зарей, радугой, умеет звенеть песней птиц и звоном ручьев. Говорят, он может излечить от любой болезни, но только… не от любви! Ищите, дерзайте, пусть повезет вам. Шамбала ждет вас и только вас…

~ КАК НА АЛТАЕ СКАЗИТЕЛИ ПОЯВИЛИСЬ ~

Давным-давно это было. Один охотник в тайге промышлял, диких коз подкарауливал. В то время, когда он диких коз подстерегал, в далекой тайге сильный треск раздался: трещали деревья и камни. Услышав это, охотник, не боявшийся ничего до сего времени, испугался. Сам про себя подумал: «Уж не хозяева ли гор, водки напившись, камнями, деревьями швыряются». Потом, когда взглянул, увидел: с огромными рогами два быка идут. Рогами деревья ломают, копытами землю разрывают, быстро приближаются. Еще пуще прежнего охотник испугался: таких огромных быков он в своей жизни ни разу не встречал.

Быки по горам шли, Землю свою вспоминая, песню мыча, пели. В сердце охотнику эта песня запала, охотник эту песню долго слушал. Потом сделал из ведра комыс (музыкальный инструмент), вырвал из хвоста коня волос и натянул на комыс. На комысе потом играл, ту песню пел. Он песню тех быков хорошо запомнил. Приходя с охоты домой, он на том комысе играл и пел.

Великим сказителем, потом говорят, этот охотник стал. Когда он играл, звезды к земле приближались, месяц к земле приникал, бушующий ветер затихал. Звери и птицы из тайги выходили. Старики плакали. Много учеников воспитал тот охотник за свою долгую жизнь. Искусству игры на комысе да пению учил. До сих пор Алтай сказителями славится.

~ АЛТАЙСКИЕ ШАМАНЫ~

Алтайские шаманы камлают с бубном в руках. Бубен состоит из обода, на который с одной стороны натянута кожа. Камланье по большей части производится после заката солнца, перед костром. Шаман надевает на себя особый плащ и особую шапку. Плащ этот весь увешан жгутами различной толщины и пучками ремней, сшитыми из разноцветных материй и изображающими змей. Кроме того, на спине и боках шамана пришито множество мелких железных погремушек. Шапка шамана обшита раковинами каури и так называемыми змеиными головками и совиными перьями.
Для отправления жертвоприношений у алтайцев, как и у других сибирских инородцев, существует особый класс шаманов, которых они называют камами. Камами бывают не только мужчины, но и женщины; по поверью алтайцев, камы рождаются с непреодолимым стремлением камлать, т.е. кудесничать.
Все камы считают себя потомками одного кама, который первый на земле начал камлать. Он был гораздо искуснее и могущественнее нынешних. Имя его было, по одному преданию, Кадылбаш, по другому – Тостогош; еще есть предания, которые дают ему имя Кайракан, Хан-Хурмос. Это древнейший кам, родоначальник нынешних камов и основатель шаманства, первый человек на земле, который запрыгал под удары бубна, был далеко искуснее нынешних. Те не владеют и сотой долей силы и знания своего родоначальника, который был в состоянии перелетать с бубном в руках через большие реки, низводить молнию с неба и т.п.


Нечего уже и говорить о том, как он властвовал над самой смертью: не было ни одного умирающего, которого бы он не возвратил к жизни. О нем существуют многочисленные легенды. В одной из них рассказывается, что хан, заскучав от обманов обыкновенных шаманов, повелел всех их сжечь. «Если, сказал он, все они сгорят, – жалеть нечего: значит все они были обманщики; если между ними есть истинные шаманы, то они не сгорят». Собрали всех шаманов в одну юрту, обложили сухой травой и хворостом и зажгли; но огонь потух, и на месте костра очутилась мокрая грязь; навалили хвороста и травы вдвое больше, снова зажгли и опять тот же результат. Наконец в третий раз еще больше навалили дров, на этот раз костер сгорел с юртой и со всеми бывшими в ней шаманами, за исключением одного, который невредимо с бубном в руках вылетел из огня.
 
 
 
 
Категория: Мифы, легенды, сказания | Добавил: Хранитель-Ветер (20.08.2017)
Просмотров: 67 | Комментарии: 4 | Теги: сказы, легенды алтая | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 4
avatar
3
4
Спасибо!!!   
Прекрасные и очень интересные  сказы, как и сама душа народа, как  и душа природы Алтая!
Хочется ещё  и дальше прочитать продолжение....!!!
avatar
3
3
Какой  волшебный,   мудрый и красивый народ - потомственные шаманы... ! 
Такая сила духа, и точно могут перелетать с бубном через реки,
и вызывать молнии, и легко выходить из огня...
Древние сказы верно молвят"

  



avatar
3
2
Cлушаю...

"Когда он играл, звезды к земле приближались, месяц к земле приникал, бушующий ветер затихал.
Звери и птицы из тайги выходили. Старики плакали...".


avatar
3
1
Вот оказывается как сказители появились, какая красивая история!
О чём поёт душа народа в  песнях волшебного комыса?
  

avatar