Приветствую Вас, Гость

Главная » Статьи » Моё избранное

Величайшая святыня Кавказа

Как обнаружили и начали изучать Бусов курган и статую

Об этом кургане и о памятнике Бусу Белояру, поставленном на его вершине, было известно давно. Первым его описал немецкий путешественник и естествоиспытатель Иоахим Гюльденштедт. Он путешествовал по Кавказу летом 1771 года и зарисовал статую, увиденную им на берегу реки Этоко — притоке Подкумка.

Затем он выпустил книгу «Reisen durch Rusland und im Caucasischen Gebirg» (Спб., 1791). В этой книге он опубликовал рисунок этокской статуи, полностью воспроизвёл руническую надпись и дал подробнейшее описание монумента, лучшее по сию пору.

После обратил внимание на эту статую и канцлер Николай Петрович Румянцев, известный древностелюб, основатель Румянцевской библиотеки.

В письме от 23 июня 1823 года к митрополиту Евгению Болховитинову из Целительных Вод Н.П. Румянцев рассказал о том, как он совершил поездку в сопровождении 50 казаков к этому изваянию. Дал он и подробнейшее описание памятника:

«Монумент состоит из одного гранитного камня вышиною в 8 футов и 8 дюймов. Очень грубо изображает человеческую фигуру с руками до самого пояса, а ниже пояса видна надпись. Она тем более интересна, что начертана на неизвестном языке буквами, составленными частью из греческих, а частью из славянских. После подписи (...) высечены разные грубые фигуры. Одна изображает двух рыцарей (...). Лицо у статуи похоже не на монгольское, ибо нос длинен, и не на черкесское, будучи слишком кругло (...). Но что всего любопытнее и что может привести к разным заключениям, то это изображение маленького креста, находящееся на задней части воротника... Сам памятник называется (кабардинцами) Дука Бех».

Просветитель адыгейского народа Шора Бекмурзин Ногмов в своей книге «История адыхейского народа», изданной в Нальчике в 1847 году, также дал подробное описание памятника князю Бусу, коего он признал князем антов и адыгов. Сего Буса-Баксана он же отождествил с упоминаемым ещё готским историком V века Иорданом князем россомонов с именем Бос.

Ногмов указал, что в конце надписи, высеченной на постаменте, стоит дата — IV век н.э. Также он пересказал адыгейские легенды о Бусе, коего он признал также нартом Баксаном. Дело в том, что один из балкарских родов, басине (или бусиане), возводил свою родословную к князю Бусу, или Басу, коего грузинская историография признаёт аланом (т.е. русколаном). Об этом сообщил Иоганн Бларамберг в книге «Кавказская рукопись» 1834 г.», она была переиздана в Ставрополе в 1992 году.

А легенда о Бусе стала в те годы известна многим, потому судьба памятника изменилась. В 1849 году трудами члена Одесского общества любителей древностей Авраама Фирковича — ортодоксального еврея, искавшего на Кавказе следы хазарских древностей — памятник с древнего кургана, что близ реки Этоко, был перенесён в Пятигорск и помещён близ бульвара, ведущего в Елизаветинскую (ныне Академическую) аллею и там сфотографирован.

В 1850-х годах монумент князя Буса был перевезён в Исторический музей, в Москву. В Москве его изучали многие учёные.

Археолог и геолог А. Тегуркасов писал, что этот монумент принадлежит витязю «антского племени» и что он вытесан из трахитовой лавы, доставленной из верховьев реки Баксан. Ближайшее месторождение этого камня расположено в высокогорье, в ста пятидесяти верстах от кургана, и потому, чтобы его доставить, нужны были усилия сотен людей и владение «механическими искусствами». А знаменитый археолог XIX века А.С. Уваров признал монумент — «каменной бабой» IV века н.э. и сделал об этом сообщение, опубликованное в «Трудах I-го археологического съезда».

Затем памятник попал в запасники Исторического музея и с тех пор не выставлялся более 150 лет.

Раскопки Бусова кургана советскими археологами

К середине XX века, когда планово стали раскапывать курганы по всему Союзу, дошла очередь и до Бусова кургана.

Однако к тому времени даже о принадлежности Бусова монумента (хранящегося в запасниках Исторического музея в Москве) к Этокскому кургану, спустя годы наши учёные, историки и археологи, забыли совершенно. Ведь ссылки на редкие отчёты и труды, и письма об этом памятнике не публиковались с середины XIX века (и только после немалых архивных разысканий мне удалось собрать их все и опубликовать уже в начале XXI столетия, в книге "Славянские руны и "Боянов гимн"", М., 2000)...

Также наши историки-археологи забыли и о кабардинской легенде о Бусе, связанной с этим курганом и памятником, опубликованную Ш.Б. Ногмовым. И только Б.А. Рыбаков в книге "Древняя Русь. Былины, сказания, летописи" (М., 1963) напомнил о той легенде, но без привязки к Этокскому кургану.

И вот, в 1961 году белорусским археологом В.И. Горемыкиной, коя тоже не была в курсе изысканий XIX века, сей курган был обследован и раскопан в числе многих иных.

Что же было обнаружено и к каким выводам тогда пришли археологи? Согласно отчёту В.И. Горемыкиной, в центральной части кургана ею была найдена груда из «15 массивных камней из туфа и известняка». Ещё два камня, один из которых, «большой и длинный в стоячем положении», находился на северо-востоке от центра кургана. Под камнями сперва шёл слой гравия, затем гумуса толщиной 70—80 см.

Поиски захоронения в этом месте, по словам В.И. Горемыкиной, ни к чему не привели. И тогда археолог пришла к выводу, что это остатки не гробницы, а некоего «культового сооружения», вроде капища. И это, кстати, подтверждают болгарские легенды о «пустой гробнице». Согласно им, Бус не был погребён, а «как Сын Солнца взошёл на небо».

Вокруг центрального кургана было раскопано пять погребений, три женских и два мужских (это могли быть захоронения родственников княжеской семьи Буса). В женских погребениях были найдены украшения, браслеты и бусы из сердолика и позолоченного стекла, серебряные подвески, бронзовые зеркала, а в мужских захоронениях были найдены оружие, стрелы, ножи и так далее. Также были рядом обнаружены многочисленные обломки железных сабель, наконечников копий и стрел и прочее.

Относительно времени сооружения кургана В.И. Горемыкина не пришла ни к какому выводу. Но затем археолог В.Б. Виноградов, не участвовавший в раскопках, по неясным соображениям, отнёс сооружение к «эпохе бронзы», то есть к VI—VIII векам до н. э. Замечательно и то, что археологи и историки монумент, стоявший на этом кургане, тогда же называли «половецкой статуей» и отнесли к XIV веку уже нашей эры (согласно первоначальной датировке Исторического музея), поскольку они не знали о связи этой статуи с Этокским курганом. Разброс дат более чем в два тысячелетия! Это говорит о том, сколь серьёзно следует относится к выводам современных археологов и особенно к их датировкам, кои имеют малое отношение к реальности...

Я побывал на том кургане в 1995 году... Теперь, после раскопок, вершина кургана представляет собой осыпавшуюся яму. Камни, находившиеся там, отсутствуют (пошли на стройку, или отмостку дороги?). Этокская коллекция находок, как и прочие подобные коллекции, ныне, в лучшем случае, пылится где-то в запасниках, а то и утрачена. Впрочем, вероятно, именно к этой коллекции относятся выставляемые ныне в Пятигорском и Кисловодском краеведческих музеях так называемые «аланские черепа», а также некоторые иные черепа подобной формы, находящиеся ныне в частных руках.

О тайне "аланских" черепов

Такие аланские (русколанские) че­репа, необычно вытянутые, с ог­ром­ными лбами, дают немало пищи для размышлений. В древних цивилизациях обладатели голов такой формы почитались не людьми, а чародеями и существами волшебными, «духами». На Кавказе их называли альвинами, или алками, и легенды о них напоминают европейские легенды об эльфах. О них говорили как о сынах богов, сошедших со звёзд.

Да и современные физиологи ут­вер­ждают, что люди с подобными че­репами должны были иметь по­вы­шенное кровяное давление в ­мозгу и как результат этого — появление у обладателей таких черепов сверх­способностей.

В м­ире известно всего ещё три места, где находили такие необычные черепа. В археологическом музее города Лимы, столицы Перу, экспонируется несколько черепов от голов царей-жрецов народа кечуа. Это центр древней высочайшей цивилизации Тиауанако, которую относят к VI—VII векам н.э. В Древнем Египте подобные формы голов были у знаменитой семьи фараона Эхнатона, правившего в XIV веке до н.э. (если верить древнеегипетской хронологии). Такая голова была у самого Эхнатона, у его супруги Не­фер­тити и у их детей, что видно и по их скульптурным изображениям, и по изображениям на фресках, вы­полненным в реалистической ма­не­ре, согласно воле фараона.

Подобные черепа были найдены недавно и на берегу Иртыша, под Омском. Дату омского захоронения отнесли к V веку н.э. Это, конечно, не исключает иных датировок. Дело в том, что и омское, и кавказские захоронения с подобными вытянутыми черепами могли принадлежать к сродной скифо-аланской культуре, то есть до-гуннскому периоду (до IV века н.э.).

Впрочем, эти черепа могли быть и не аланские, а гуннские. Судя по сообщениям археологов, на черепах, найденных на Иртыше, явственно различимы следы обручей, которые накладывали на голову человека, пока тот рос. Если это так, то это только подражание образцу. Таким образом хотели искусственно вырастить людей, подобных «высоколобым» аланским царям-жрецам.

И мы теперь можем сказать, что там, где правили «высоколобые», там и находились центры величайших древних цивилизаций. И в этом отношении Русколань не уступает Древнему Египту.

Несколько слов в заключение

Современные люди, к сожалению, не всегда понимают важность подлинно научных археологических исследований древних культур Кавказа и Русколани. До сего времени обследована только ничтожно малая часть развалин древних городов Северного Кавказа, даже имевших столичный статус. Не говоря уже о тайных могильниках и склепах, а также пещерах, где, по преданиям, были сокрыты сокровища русколанских царей.

Да и те памятники и развалины, что обследованы, дают современным археологам и историкам больше вопросов, чем ответов, ибо выводы многих из них (к счастью, не всех) ограничены рамками псевдонаучной традиции, говорящей о дикости древних народов этого края. Поэтому им трудно оценить даже найденные вещи и памятники, находящиеся в музеях.

К примеру, монумент Буса Белояра был забыт в запасниках Исторического музея в Москве и не выставлялся полторы сотни лет. До тех пор, пока мы через печать не начали беспокоить общественность судьбою этого памятника.

Делали мы это, начиная с 1995 года. И вот с 2002 года он наконец начал выставляться в Историческом музее, но с загадочной подписью: «Известняк. Половецкая статуя воина. XIV век». В то время как монумент вытесан из трахитовой лавы, IV век и имя Буса даны ещё первыми исследователями монумента, а также указаны в рунической подписи, но мало кто может ныне читать славянскую рунику. Тем более, что теперь она сильно попорчена и прочесть её можно только по рисунку, снятому Иоахимом Гюльденштедтом в XVIII веке.

Александр Асов

 

ПредыдущийСледующий

 

 

Категория: Моё избранное | Добавил: Хранитель-Ветер (27.02.2021)
Просмотров: 339 | Комментарии: 1 | Теги: Александр Асов, русколань, курган, Кавказ, бус белояр | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 1
avatar
3
1
 
Как много может зависеть для мира труд ума и души даже одного неравнодушного, пытливого человека.
Ведь могло бы забыться и затеряться во времени, всё,  что связано с древним памятником...
И мы бы не узнали этой истории.
Александр Асов сильный след оставил.
Спасибо!
avatar