Главная » 2017 » Декабрь » 15 » Домра

00:31
Домра
​​​​​​
 
Много чудесных музыкальных инструментов существует в мире. Есть с удивительным чарующим звучанием, есть привычные, и кажется, что они существовали всегда. Есть фантастические, новые, современные. Есть старинные, казалось бы, навсегда и безвозвратно ушедшие в музейное прошлое. И есть среди них скромные на вид, загадочные, почти забытые, названия, которых люди не всегда помнят. А между тем, в них живёт сердце народа. Их история жизни,   это не только история музыкальных инструментов, это история культуры народа, история любви и веры, со всеми радостями и печалями. Среди них - старинная русская Домра. У нее непростая судьба, не всегда спокойная и безмятежная, в ней глубина и высь души русского народа.
Домра представляет собой струнный щипковый инструмент с деревянным полусферическим корпусом, и грифом, на котором натянуто 3 или 4 струны. Струны звучат с помощью медиатора или плектра. В старину медиатором служили палочки, рыбные кости, пёрышки птиц, пластины из панциря черепахи.
В древнерусских сёлах домру сначала делали из половинки тыквы, к которой привязывали папку. Позже корпус изготавливали из клёна, берёзы, ели, а гриф из твёрдых пород деревьев.

 
(Чтобы прослушать плеер, авторизуйтесь пожалуйста,  в mail.ru или  в Мой Мир )

Откуда музыка родная зародилась?
То ли в чистом поле или в лесу мглистом
В радости ли, в боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась? Как же ты явилась?

 
"Сказка о том, как домра появилась"→  ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ


 
История возникновения домры до сих пор остаётся загадкой. Учёные  много веков спорят о том, откуда и когда появилась на Руси домра, и до сих пор не пришли к единому мнению. Одни исследователи утверждают, что у домры тюркское происхождение, другие считают,  что она завезена из Татарии, в других исторических исследованиях пишут, что дмра заимствована у  казахов, другие говорят,  что она завезена из Египта и Ирана. Так же домру сравнивают и с западно-европейской лютней. И действительно, у домры есть много общего с казахской домброй,  и испанской лютней, и иранским тамбуром. Тот же овальный корпус, почти одинаковое количество струн, тот же способ извлечения звука. Но у каждого инструмента своя история. Кстати,  есть косвенные сведения о том, что русская домра существовала задолго до первых летописных упоминаний о ней. В некоторых источниках упомянуто об археологических раскопках на Волге, периода 921 года , в которых найдено древнее захоронение русского человека с домрой в руках. В древней истории  домры много неизвестного, поэтому непросто найти настоящие истоки её происхождения.  
Поэтому оставим в стороне споры учёных, и послушаем ещё одну сказку о домре.

 
"Сказка о Музыканте, Нотках, и о маленькой Домре"→ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ


Первое упоминание о домре найдено в исторических документах ХVI века. Но это не означает, что на Руси до этого времен домры не было, просто документы о ней могли быть  потеряны или переписаны.
В те далёкие времена домры прочно вошли в быт русского народа. Тогда в Москве существовал даже специальный Домерный Ряд, где продавались музыкальные инструменты. На домрах исполняли напевные мелодии, ей люди доверяли тайны переживаний, и грусть и надежды. 
Игрой на домре сопровождались праздники и народные гуляния. Ходили в русских городах и сёлах сказители, и под звуки игры на домре читали сказки, былины, легенды. Но не только протяжные песни исполняли  на домре, на ней играли мелодии и шутливого, озорного характера. В народе  любили шутки и веселье. Поэтому домра в те времена была излюбленным инструментом скоморохов. Тогда скоморошество на Руси было массовым явлением. 
Скоморохи были оседлые и бродячие. Оседлые скоморохи исполняли на домре былины и сказания, а бродячие веселили народ, устраивали представления с дрессированными медведями. куклами, пели весёлые сатирические куплеты. Домра и скоморошество были популярны не только среди простого народа. Существовала в ХVI веке,  в Кремле, при царском дворе, государева Потешная Палата, основу которой заложили лучшие скоморохи того времени. Там, в Потешной Палате, русская инструментальная музыка достигла в ХVII веке своего расцвета. Игроков на домре назвали домрачеями, и было их много, и даже известны их имена – Богдан Путята, Андрей Федоров, Василий Степанов, слепцы Гаврила, Наум, Пётр, Яков. 
Домра, как забытая царица,
Что жила когда-то на Руси...

А потом в жизни домры наступили драматические времена. Служители церкви и бояре посчитали выступления скоморохов «бесовскими игрищами» В 1648 году был издан царский указ об истреблении домры. 
«А где объявятся домры, гудки и гусли, велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел сжечь, а те, люди, которые ото всего богомерзкого дела не останутся, и учнут вперед такого богомерзкого дела держаться, и тебе б по государеву указу тем людям чинить наказание, и ты бы тех ослушников велел бить батоги». 
На Руси после этого указа запретили инструментальную музыку. И в 1654 году, по распоряжению патриарха Никона, несколько телег, груженых отобранными у народа домрами, вывезли на Москву-реку и там прилюдно сожгли. Огромные костры полыхали несколько дней. Игроков на домре велено было "бить батоги". Наказывали  не только скоморохов и домрачеев, но и каждого человека, кто играл на домре или держал инструмент дома.
Так домра исчезла на Руси и была забыта совсем. Было это в конце ХVII века. 
В ХIX веке о домре знали лишь несколько специалистов-инструментоведов.

 

(Чтобы прослушать плеер, авторизуйтесь пожалуйста,  в mail.ru или  в Мой Мир )
 
Возрождение домры из пепла произошло благодаря великому русскому музыканту Василию Васильевичу Андрееву, который всю свою жизнь посвятил служению русской народной музыке.


  Василий Васильевич Андреев

В 1896 году, один из соратников Андреева, находясь по служебным делам в селе Вятской губернии, случайно обнаружил на чердаке ветхого заброшенного дома, незнакомый струнный инструмент с овальным корпусом. Музыкант тут же на месте стал узнавать, что это за инструмент, и как он туда попал, но никто из местных жителей об этом не знал. Тогда находка была привезена в Петербург к Андрееву, и он созвал совещание специалистов, во главе с известным исследователем в области русских народных инструментов Александром Сергеевичем Фаминцыным. Решение было таким  – найденный инструмент - это древнерусская домра! Находка сыграла огромную роль в возрождении русских народных оркестров. У Василия Андреева была мечта о расширении исполнительских возможностей его ансамбля. В 1896 году он писал:
«Я думаю восстановить все музыкальные инструменты, на которых играл народ в древней Руси, к моим балалайкам я присоединяю домру»

Но сначала нужно было заново сделать домру.  
В этом ему помогли музыкальные мастера Семён Иванович Налимов, Франц Станиславович Пасербский и композитор Николай Петрович Фомин, Они проделали огромную кропотливую работу по воссозданию домры, имея лишь единственный образец инструмента, который нашли в Вятской губернии. Причём создали не один инструмент, а целое семейство – дискант, сопрано, домра-альт, домра-басовая, домра пикколо, домра контрабас. 
У каждого вида домр свой особенный неповторимый тембр голоса – яркий, трепетный, нежный, лучистый, звонкий, как смех ребёнка, задумчивый, напевный..... 
Тембр звучания альтовой домры похож на женский голос, мягкий грудной, задушевный, тёплый, завораживающий…
Звук басовой домры мужской, бархатный, глубокий, объёмный, и такой же родной и близкий…
В звуках домры слышаться все краски красоты природы и души человека, во всех оттенках и переливах…
Все домровые инструменты способны ярко выразить всю полноту чувств души человека
Домровая группа сразу заняла ведущую роль в оркестре. Это и сейчас происходит, не смотря на то, в русском народном оркестре появились ещё баяны, флейты, ударные, гусли, гобой.
Поначалу репертуар домры ограничивался переложением народных песен. Великим событием в музыкальной судьбе домры стало появление в 40-х годах ХХ века знаменитого концерта для домры композитора Н.П. Будашкина. 

 

(Чтобы прослушать плеер, авторизуйтесь пожалуйста,  в mail.ru или  в Мой Мир )

После этого множество композиторов написали для домры новые произведения, разных жанров и направлений. 
Со временем появилась целая звёздная плеяда исполнителей на домре, в том числе Александр Цыганков, которого называют королём домры, и «домровым Паганини», а так же выдающиеся домристы-виртуозы: блистательная Томара Вольская, Вячеслав Круглов, Борис Михеев. Валерий Ивко, и многие другие, которые внесли значительный вклад в историю домры.
И сейчас на музыкальном небосклоне появляются все новые яркие имена молодых талантливых исполнителей-домристов. Домра древнейший русский инструмент, и в то же время молодой, возрожденный, воскресший, с открытым будущим, и безграничными возможностями, в исполнении не только народной музыки,  но и произведений всех музыкальных направлений,  от классики до рока.
Ежегодно проводятся конкурсы исполнительского искусства, и не только исполнителей, но и мастеров, изготавливающих домры.

В музыкальном музейном фонде сохранились старинные домры, изготовленные, под руководством Василия Андреева, талантливыми мастерами С.И. Налимовым и Ф.С. Пасербским. Музыканты, которые держали в руках эти домры, признавались, что это непревзойденные инструменты. Недаром мастера-самородка Семёна Налимова называли в народе - «Русским Страдивари»
«Домры работы Налимова подобны скрипкам прославленных кремонских мастеров продолжали оставаться непревзойденными. Кроме непревзойдённых музыкально-акустических данных, налимовские инструменты отличаются редкостной по изяществу формой и красотой внешней отделки» (Российский музыковед Вертков)
И сейчас,  во всех уголках России,  живут и творят талантливые мастера, вкладывая душу и любовь к музыке, изготавливая русские домры. На ежегодном международном конкурсе «Созвездия мастеров» представляются лучшие работы по изготовлению домр и балалаек, на которых играют знаменитые музыканты и ведущие оркестры в России и за рубежом.
 

 
На этом заканчивается рассказ об истории домры. Но не перестаёт звучать русская музыка в душе народа, не замолкает родной голос домры. Домра очень благодарный и чуткий инструмент, она отзывается на прикосновение любви,  и может понимать и разговаривать, как близкий человек. Её, как и Россию, умом не понять, её можно только любить и верить. 
 

(Чтобы прослушать плеер, авторизуйтесь пожалуйста,  в mail.ru или  в Мой Мир )
1. ОРНИ – Липа вековая   2. Шалов – Дремлют плакучие ивы
3. Городовская – Памяти Есенина  4. Автор неизвестен – Под окном черёмуха
5. Шалов – Белой акации грозья душистые 6. Бакалейников – Грусть
7. Джойс – Осенний сон 8. Горочная -  VG19 Ария для домры
9. Горочная  - VG20 Ария для домры 10. Будашкин – Концерт для домры ч2
11. Лоскутов – Концерт для домры 12. Вера Махан – Маар Дандя
13. Цыганков -  Травушка муравушка 14. Цыганков  - Соната для домры Русская песня
15. Шендерев -  Концерт для домры с орестром 16. Цыганков – На муромской дорожке



Классика

(Чтобы прослушать плеер, авторизуйтесь пожалуйста,  в mail.ru или  в Мой Мир )
1.. Рахманинов -  Элегия 2.. Балакирев  - Экспромт
3.. Чайковский - Неаполитанская песенка 4.. Глинка  - Жаворонок 
5.. Чайковский  - Русский тане 6.. Сен-Санс  - Лебедь 
7.. Каччини  - Ave Mariya 8.. Шопен  - Ноктюрн до-диез
9.. Сибелиус -  Ноктюр 10.. Огинский -  Полонез
11.. Моцарт -  Allegrо 12.. Вивальди  - Концерт до мажор
13.. Сарасате  - Интродуция и Тарантелла 14. Сен Санс  - Интродукция и Рондо
15.. Прокофьев  - Пушкинский вальс  16. Свиридов.  - Вальс Метель 



домра-бас

(Чтобы прослушать плеер, авторизуйтесь, пожалуйста,  в mail.ru или  в Мой Мир )
1.. Шуберт - Мельник и ручей 2.. Массне -  Элегия 
3.. Пешков -  Веселая прогулка  4.. Ширшов -  Ночной поезд 
5.. Смирнов - Мечты Поэма



домра альт

(Чтобы прослушать плеер, авторизуйтесь, пожалуйста,  в mail.ru или  в Мой Мир )
1. Пейко Концерт для домры 2. Малашкин - Если б мог
3. Рахманинов - Сирень 4. Рахманинов - Восточный Романс
5. Сен-Санс. Лебедь 6. Чайковский - Вальс цветов


 
ИСТОЧНИК:
Сайт "Домрист" http://domrist.ru
Шитенков Иван Иванович.  Запись радиопередачи МузФонда,  1979 год
 
Категория: В мире музыки | Просмотров: 174 | Добавил: нибирутяночка | Теги: народные инструменты, василий андреев, домра, музыка | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 5
avatar
2
5

appl  love  goodpost
avatar
4
4
Да, тоже об этом думала, что многое зависит от случайностей, или, возможно, от сил свыше.  Инструмент за двести с лишним лет  мог бы не сохраниться. А если бы кто-то  и нашел, то трудно сказать, как распознали  бы его ценность. Возможно,  применили бы, не зная, на растопку, или разобрали бы на дощечки для хозяйственных нужд  Тогда бы до сих пор о домре никто бы не знал. И ещё подумалось о том, что, наверно,  благодаря большой любви  Андреева к русской музыке, и его мечте,  произошла такая счастливая случайность и домра нашлась.
avatar
4
3
Спасибо за этот чудесный рассказ о домре! Много нового узнал
и о истории инструмента, и о музыке, и о людях, трудами которых
жива эта музыка. Удивительно, как много зависит от случайностей...
Или это было изначально так задумано свыше - не знаю. Хочется
верить, что руколписи не горят, и мелодии не исчезают. А человек -
бессмертен в этом.

love  flowr  rainbow
avatar
4
2
И ещё о звучании басовых домр..

.
avatar
4
1
avatar