Приветствую Вас, Гость

Главная » Статьи » Мифы, легенды, сказания

~ АЛТАЙСКИЕ СКАЗЫ ~ (продолжение)

~ ХОЗЯЙКА СНЕЖНОЙ ГОРЫ ~ Когда-то богиня Умай и ее Алтайдынг Ээзи («хозяин Алтая») жили в том месте, где нынче находится курорт Белокуриха. И вот однажды Керр-Дютпа (гигантская рыба — чудовище, держащая на себе Землю) наклонил Землю. До этого на Алтае было всегда тепло, а тут вдруг везде выпал снег.

Видя бедственное положение, Алттайдынг Ээзи решил отправиться к Ульгеню. На Алтае же становилось все холоднее и холоднее. И тогда Умай, чтобы спасти своих детей, обратила их в камни и скалы. Так поступила она с четырьмя дочерьми и двумя сыновьями. А еще двух дочерей она взяла на руки и отправилась на юг. Но по пути Умай замерзла и превратилась в снежную гору с тремя вершинами. Средняя вершина — это голова Умай, а две меньшие — головы дочерей, которых она держала на руках. Эта гора — Белуха. В районе Белокурихи сохранились камни, в которые были превращены дети Умай. Четыре каменных вершины — это ее дочери. Их сейчас неправильно называют «Четыре Брата».


 

~ ЛЕГЕНДА О БОГАТЫРЕ И ДРАКОНЕ ~ Давно это было. Из далеких земель вернулся на Алтай богатырь. Долго дома не был, соскучился. Пешком шел, речки перешагивал, в ясных озерах умывался, под вековыми кедрами ночевал.

Давно это было. Так давно, что даже имя богатыря память людская не сохранила. Да и не в том дело. Шел по Алтаю богатырь; красив весной синий, белый Алтай! Травами свежими пахнет, цветами луговыми.

Шел богатырь, радовался. Вдруг остановился и оглянулся тревожно: словно гарью потянуло из распадка. «Никак леса наши горят!» — испугался богатырь. Побежал в ту сторону, горы перепрыгивал, по вековой тайге, как по травке, проходил, торопился очень. 

Горелым все сильней пахнет; уже видать черное, жирное, смрадное облако между гор. «Не похоже на пожар-то, однако!» — удивился богатырь.

 

Подбежал поближе, смотрит — между горных хребтов чудище ползет. Змей не змей, дракон не дракон: лапы есть, хвост есть, все огромное туловище костяными пластинами закрыто, на хребте иглы, как горные пики, торчат. Дыхание дракона землю на семь локтей вглубь сжигает, за чудищем черный горелый след тянется.

«Ты зачем мою землю портишь-поганишь!» — возмутился богатырь. Усмехнулось чудище: «Меня Эрлик из-под земли выпустил, говорит, сильно хорошо на Алтае стало, красиво сильно, пора землю потоптать, пожечь, попорть немного!» «Не позволю тебе мой Алтай губить!» — закричал богатырь. Выхватил меч и давай рубить чудище. Только железо от костяных пластин отскакивает, искры летят, а вреда змею-дракону ни малейшего не получается. Рассердился богатырь, схватил чудище за хвост, раскрутил над головой и зашвырнул далеко-далеко, через горный хребет, в самое глубокое озеро. Упал дракон в воду поперек озера и утонул, только столб пара поднялся. На самое дно опустилось чудище, в ледяной воде в камень превратилось, иглы на спине подводными горами стали, лапы в дно вросли. До сих пор лежит в Телецком озере змей - не змей, дракон - не дракон, каменный, никому не опасный, не страшный.

А между хребтами Алтынту и Сумультинским, где чудище ползло, говорят, все еще горелые следы попадаются; и не растет ничего живого на тех местах, где дракон своим дыханием землю сжег.

 


 

~ ЛЕГЕНДА О КОЛЫВАНСКОМ ОЗЕРЕ ~ Шел долго богатырь Колыван степью. Но вдали замаячили скалы, подошел к ним – под ними ниша громадная из гранита, словно ковш великана водой заполнен. Озеро, стало быть, на пути неизвестное встретил.

Подумал Колыван: «Кстати оно. Передохнуть и места новые рассмотреть лучше можно». Не сразу увидел речушку: торопится, журчит, к озеру бежит. Нарек её Колыванкой. Затем на гору поднялся, к скале близко сел, стал в руке камни подкидывать, рассматривать. Поблескивает крапинками гранит, да не всяк камень Колывану по душе, много камней уже мохом поросли. Стал богатырь камни очищать, содрал мох, вспомнил, как заморские мастера каменных дел колдовали над такими же, многое он повидал на своем веку по чужим землям. Подхватил две глыбы, стал одну к другой притирать, углы да шершавинки всякие сглаживать. Затем поймал тучку дождевую, сжал её в своей пятерне богатырской – она дождем пролилась, заблестел камень после воды; поправил еще Колыван немножко его, и перед взором чудо-чаша каменная засияла. Ладно, получилось. Не хуже заморских мастеров. Так и стали с тех пор озеро Колыванским называть, а камнерезное искусство славу Алтаю далеко разнесло.

 


 

~ О ВЕЧНОЙ ДУШЕ ~ Согласно верованиям алтайцев, душа человека бессмертна, вечна (монку болгон тын). Душа умершего человека превращается в кормос'а - («невидимого» или «невидящего»), причем душа шамана - в чистого духа (ару неме), а душа простого человека, не-шамана - в злого духа (jаман кормос). Душа умершего человека, услышав свое имя, проникает внутрь жилища. Это опасно для здоровья и жизни человека, т.к. основное занятие злых духов, в особенности же специальных слуг «посланников» (элчи) и «забирающих» (алдачы) Эрлика — главы нижнего мира— похищать и пожирать души живущих людей. Кстати, по этой же причине не принято детям давать имена умерших дедушек и бабушек, отца и матери.

 

 


 


~ КОГУЛЬДЕЙ — ВЕЛИКИЙ СТРЕЛОК ~ На скале у устья Кемечекпана нарисован человек, а вокруг него три маралухи. Это Эрке-Когульдей, Великий стрелок.

Когда-то Эрке-Когульдей человеком был, искусным стрелком. Из лука мог любого зверя, любую птицу убить. Азартный был: все живое его стрел опасалось как небесного огня.

Как-то поднялся он на высокую гору к самому синему небу и крикнул: «Все уничтожу!» Испугались все, стали молиться, чтобы небо образумило гордеца, смирило убийцу.

Хозяин неба, Тэнгери-Хан, разгневался и решил покарать стрелка. Послал он ему трех золотых небесных маралух.

Едва прекрасные животные коснулись копытами земли, обуреваемый жаждой разрушения охотник кинулся за ними в погоню. Но стрелы не задевали волшебных животных. Трижды маралухи обогнули землю, стали подниматься на небо, а охотник за ними. Так и остались они созвездием Великого стрелка – Ориона на алтайском небе. Три звезды – три маралухи, три другие – Когульдей, его собака и стрела. Уч-Мыйгак (три маралухи), так зовут алтайцы это созвездие.

 
 


 

~ МАЛЧЫ-МЕРГЕН~ Давным-давно, когда на Алтае русских переселенцев не было, жил-был алтайский батыр Малчы-Мерген. Мирно жил, скот пас. Когда пришли переселенцы, жизнь его спокойная нарушилась. Все переселенцы с богатырем спорили: то их стада лучше, то пастбища неправильно поделены и тому подобное. Малчы-Мерген все споры разрешал мирно, таким спокойным и уравновешенным он был. Недаром и имя ему такое дали Малчы-Мерген. Но вот однажды переселенцы спор завели о лошадях. Говорили, что их стада лучшие в горах Алтая. Но не соглашался с ними Малчы-Мерген – так любил он своего коня. Долго спорили.

Разгорячился Малчы-Мерген и сказал: «Мой конь любую пропасть перепрыгнет, на любую скалу заберется». Засмеялись тут переселенцы. Еще больше горячится Малчы-Мерген, давай пари с переселенцами держать. Договорились: если конь Малчы-Мергена перепрыгнет через большую яму, что на вершине горы недалеко от Катуни находилась, то отдадут переселенцы ему своих скакунов.Ну, а если нет – отдаст им богатырь всех своих скакунов во главе со своим любимцем. Вызов принят. Настал день испытаний. Разогнался Малчы-Мерген со стороны долины на своем скакуне, взлетел конь, приземлился на другом конце ямы. Только там, где конь оттолкнулся, пустое место от копыт осталось. Там оно до сих пор находится, Диким берегом называется. От радости закричал Мерген гортанным голосом: «Ай-я-я!!!», и эхо повторяло: «А-я, А-я, А-я ...». Закачали головами переселенцы, побежденными себя признали. А кое-кто и заплакал: жаль проспоренных лошадей. От их слез яма почти до краев наполнилась водой. Так появилось озеро на горе, а назвали его Ая, как эхо радость Малчы-Мергена повторяло.

 

Предыдущий  Следующий

 

 

Категория: Мифы, легенды, сказания | Добавил: Хранитель-Ветер (27.08.2014)
Просмотров: 1537 | Теги: сказы, легенды алтая | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
avatar