Возможно, многие люди помнят, когда дети во время весёлых, подвижных игр выкрикивали друг другу: «Чур, я первый!», или, когда выбирали игрушки, говорили: «Чур, эта горка, эта лесенка моя!», или «Чур, не я!», что означало «Не прикасайся ко мне».
Так и взрослые при встрече с чем-то непонятным и пугающим, невольно произносили:»Чур меня!»
И ещё в русском языке есть слово «Чересчур», когда говорят о чём-то, выходящем за пределы меры и достаточности. А также мы иногда слышим слово «чураться», что означает «избегать», «сторониться». И когда приносим поленья дров, их часто называем «чурками», «чурочками», «чурбачками».
«Если чурочку рубить
и дровами печь топить,
то не страшны нам морозы -
тёпло в доме будет жить»
Ответ о том, что означает это загадочное слово Чур, находится в далёком, многовековом прошлом, а также в глубинах памяти души человека.
В древних славянских мифах Чуром называли внука Сварга и Лады, священным защитником всех границ и пределов, внешних и внутренних, а так же посланником Духов Предков, и хранителем домашнего очага.
Сохранись старинные легенды о давних временах, когда Сварог создал Землю, после чего послал своего внука Чура раздать земельные владения людям.
Чур ходил по дорогам и спрашивал: «Кому эта зелёная долина?» «Кому эти поля?» И в ответ слышался хор голосов: «Чур, это мне!», «Чур, это моё»
И тогда Чур повелел выстругать из деревьев столбы и установить их по краям выбранных земель, так закрепляя за каждым человеком право на владения участком, чтобы не было разногласий и споров. Слово Чура стало законом, и уже никто не мог нарушить установленные границы. Люди стали почитать столбы, как одухотворённые воплощения божества Чура, и никто не позволял переступить через Чур. Столбы-чуры нельзя было выдёргивать и выкапывать, их всячески берегли, веря, что в них живёт дух бога Чура.
С тех пор появились пограничные столбы государств, городов, селений, столбы устанавливались вдоль дорог и береговых линий.
Кроме того, Чур охранял не только земельные владения, он был Хозяином Междумирья, хранителем границ между Явью и Навью а также он защищал людей от тёмных сил. Черти и прочая нечисть панически боялись Чура, и стоило им услышать даже его имя, они убегали прочь. Люди верили в Чура, как в защитника от зла.
Крестьяне вырезали из деревянных поленьев изображения божества, и называли их чурами, считая их священными оберегами, устанавливали их во дворах и в избах.
В некоторых старинных источниках имя Чура ещё звучит как Щур, что означает связь с Духом Предков. И обращение человека к божеству «Чур меня» означает так же просьбу о защите и помощи к предкам, к Пращурам Рода человеческого.
В дневне-славянских сказаниях Чур изображён ещё в образе седовласого старика, с голубыми глазами, а также в воплощении белого волка.
Как говорится в преданиях, Чур был ближе всех к человеку, и знал все нужды и просьбы, он всячески охранял семейный Очаг.
Лучшим другом и помощником Чура считался Домовой, который рассказывал ему обо всём, что происходит дома и во дворе. И когда люди подкармливали Домового, то знали что он поделится угощением и с Чуром. Который, как и Домовой, тоже любил сладкие каши, молоко мёд и кисели.
В древней Руси отмечали праздник Чура 27 июля, а так же и 29 марта; 30 июня; 3 сентября. На празднике Чура, на границе участка выкапывали яму и туда выливали дары для Чура - мёд, кашу и молоко. В такой день праздника нельзя было работать вдали от дома. Хозяин должен находиться у себя во дворе, тем самым выражая почтение божеству Чуру.
Чур оберегал не только жилища и земельные участки. Он был на страже границ, пределов и рубежей всех миров, внешних и внутренних. Это и границы Света и Тьмы, и границы Добра и Зла, и пространство души и мысли, пределы переливов чувств, настроений и отношений между людьми. Не было уголка в мире, куда бы не проникало зоркое внимание Чура. Входы в Места Силы были окружены каменными кругами и лабиринтами, которые преодолеть человеку не просто, и что требовало усилий души, и это тоже относилось к охраняемым границам Чура.
Со временем люди стали постепенно забывать о священных границах, нарушая их, и перестали поклоняться деревянным идолам Чура, как святыне, но в глубине души человека жива память до сих пор. И в минуты жизни. когда нужна защита от проникновения зла, человек невольно произносит с надеждой: «Чур меня, Чур!», с верой, что хватит сил достойно выдержать испытания.
• CКАЗКА О ЧУРЕ (здесь)
___________
ИСТОЧНИКИ:
• Грушко Е.А., Медведев Ю.М. "Русские легенды и предания"
• Бычков А.А. "Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян".
• Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. "Толковый словарь русского языка"
• Чур – Бог Всех Границ
• Сайт "Боги славян" - bogislavyan.ru/chur-bog-granitsyi
Предыдущий Следующий
|