Приветствую Вас, Гость

Главная » Статьи » Мифы, легенды, сказания

Перун

Перун самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
"У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз."

 В древней «Книге Коляды» сказано: «Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, И явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец».
 Не успел младенец подрасти, как его похитил Скипер-зверь (то есть получеловек-полускорпион. Он подробно описан в древней шумеро-вавилонской поэме о Гильгамеше). Чудовище прихватило с собой и сестер Перуна — богинь Живу, Марену и Лелю. Перуна Скипер погрузил в вековечный сон, а богинь превратил в  чудищ. Лада в горе призвала своих старших сыновей и велела им немедленно отправляться на поиски Перуна и сестер. Обернулись те в вещих птиц — Сирина, Алконоста и Стратима, полетели по белу свету. Все облетели, не нашли и следа младенца Перуна. Только заметили сидящего у входа в подземелье Скипер-зверя. Тот, при виде Сварожичей, сразу скрылся. Поняли братья, где им искать пропажу, и опустились в подземелье. Долго пробирались по мрачным проходам и наконец увидели спящего непробудным сном Перуна. За минувшие годы он вырос, стал мужчиной, да вот только пробудить его от  забытья никак не удавалось. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей — живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришел в себя Перун, так и сказал, что  сестер обязательно отыщет.

 
 
Немало препятствий он преодолел в темном царстве Нави, но все же нашел Живу, Марену и Лелю, превращенных Скипером в чудовищ.Победил Скипера и расколдовал сестер.
 
После этой победы Перун отправился в небесный мир — Правь. Там повстречалась ему прекрасная дочь бога звездного неба Дыя  и богини Луны Дивии — Дива-Додола. Понравилась она Перуну, и предложил он юной богине выйти за него замуж.  Так он пришел в дом Дыя и посватался к его дочке. Отец Дивы не сразу ответил жениху, а пригласил его в дом побеседовать и отобедать.
 
И, пока они беседовали,  из Черного моря выползло чудище — трехглавый змий. Увидел он Диву и решил ее похитить.  Услышали шум Дый с Перуном, метнули молнии и прогнали змия в море.
После этой битвы Дый согласился отдать дочь за Перуна. Вскоре они и свадьбу справили. С тех пор Диву стали называть Перыней или Перуницей — женой Перуна.

Перуница - художник В.Корольков

 Картина художника В. Королькова "Перуница"
 
У них родилась дочь Девана.  От обоих родителей усвоила волшебные умения: могла в любого зверя оборотиться, в рыбу морскую и в могучую птицу. Потому и стала великой охотницей.
Она скакала по лесам в сопровождении  волков, которые слушались ее, как обычные собаки, и не знала себе равных в охоте. Потому Девана  решила завоевать небесную обитель богов, свегнуть Сварога и самой править тремя мирами: Правью, Явью и Навью. Узнал о ее планах  Перун и поспешил навстречу дочери. Начал было Перун увещевать дочку, а та знай стоит на своем — захвачу Правь, стану владычицей над мирами, а Сварог будет мне прислуживать. Ничего не оставалось Громовержцу, как вызвать охотницу на бой. Заплакала Девана, стала просить у отца прощения, поклялась впредь слушаться его. На том они и помирились.

 
Многие приключения Перуна известны по мифам разных народов, сказкам и русским былинам об Илье Муромце. В Новгороде было самое известное на Руси святилище Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, — громового знака. Громовой знак был вырезан и на каждом славянском доме — как защита от молнии Перуна.
 
 Перун упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 год, князь Игорь - 945 год, князь Святослав - 971 год). Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер - в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов".

 

Перунов день - Четверг. Особо отмечается день Ильи-пророка (2 августа) и период с 20 июля по 2-4 августа. Также отмечают Перунов день 21 июня ("Федор-Стратилат грозами богат")  Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, как защитником явьего мира от навьего.
 

Итак, Перун, сын Сварога старший - : Бог грома и молний, как небесного огня,   Покровитель воинов,   Бог-управитель,    Защитник Яви,   Податель мужской силы.
 

Символика капища - дубовый идол, камень, или два камня по обе стороны от кумира, жертвенный огонь, возжигаемый перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы, а то и собственно громовая стрела при кумире. Вероятно, язычники не рубили живых деревьев под кумиры - живой, но старый, мощный дуб уже был для них символом поклонения, нанеся на него золотой и серебряной краской черты лица. Дуб, пораженный молнией почитался особенно и обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него считались лучшими хранителями от Нави.

Рождение Перуна


"Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как родился Перун Громовержец. Как на Землю пришел лютый Скипер,  как боги спасли Перуна!

Как  велел сам сам Пращур-Род – появился  у Ладошки сын ее и Сварога небесного. Загремели тогда громы на небе, засверкали тогда в  молнии, - и явился на свет сын Сварога Перун Громовержец.
Как родился Перун - во весь голос вскричал. И от гласа Перуна могучего на Земле стали горы рушиться, зашатались леса, расплескались моря, Мать Сыра Земля всколебалась. встал Перун на ноги булатные и сказал Сварогу небесному:
- Дай мне палицу стопудовую! И коня мне дай, чтоб под стать был мне!
Засверкали тогда в тучах молнии, громы на небе загремели.
То не пыль в поле распыляется,  то с высоких гор  бежал лютый Скипер-зверь.
Как схватил трех сестер лютый Скипер-зверь - Лелю, Живу, Марену в охапочку, и унес с совой в царство темное. Тут увидел он, как у реченьки, у того бел-горючего камешка тихо ребенок похаживает и играет булатною палицей стопудовою! Рядом с ним жеребенок поскакивает, а от скоков его Мать Земля дрожит. То Перун, колыбельку оставивши, у горючего камня похаживал
И сказал тогда лютый Скипер-зверь:
- Отрекись, Перун, от отца своего, поклонись, Перун, зверю-Скиперу! И борись, Перун, послужи-ка царству подземному!
Отвечал Перун зверю-Скиперу:
- Ах злодей, Скипер-зверь! Я не буду служить черной нечисти! Я служу только Роду-Пращуру, Ладе-матушке Богородице и отцу Сварогу небесному!
Осерчал тут злодей лютый Скипер-зверь, повелел тогда лютый Скипер-зверь закопать его в Землю-матушку. Й тогда слуги  Скипера стали яму рыть во Земле Сырой и  лютый Скипер-зверь   приговаривал:
- Не бывать Перуну на Сырой Земле, не видать Перуну света белого - Солнца Красного! 
Триста лет с тех пор еще три года Спал Перун мертвым сном во Земле Сырой. А как триста лет миновало - разгулялась непогодушка, из-под тучи  со громами гремучими и дождями ливучими вылетала птица могучая -  Матерь Сва, Лада Матушка. стала звать Сварога на помощь:
- Ты пошли, Сварог, наших сыновей, пусть отыщут они братца милого!
По велению Бога Вышнего, по хотенью Сварога-батюшки поднялись из светлого Ирия, из-за гор высоких Рипейских птица Сирин - вещунья печальная с птицей радостной Алконостом, а за ними - Стратим сильнокрылая. Подлетели они к зверю Скиперу.Как увидел их лютый Скипер-зверь, поспешил назад в царство темное. Тут сорвался добрый Перунов конь с привязи у камня горючего. Побежал по чистому полюшку - вслед за ним Сварожичи двинулись. Прибежал на яму глубокую, стал он ржать, плясать да копытом мять те песочки и камешки тяжкие.
И Сварожичи братья скорым-скоро раскопали яму глубокую. Им светил бог Хорс - Солнце Красное. Бог Стрибог поднял ветры буйные и разнес пески крутожелтые, а щиты разметал вместе с досками Велес мощный бог.И нашли там  Перуна, спящий мертвым сном.
- Как же нам разбудить братца милого, как поднять нам бога могучего?
- Ты слетай, Гамаюн, ко Рипейским горам за Восточное море широкое! Как во тех горных кряжах Рипейских на горе на той Березани ты отыщешь колодец с Сурьей, что обвит дурманящим Хмелем! Принесешь из колодца живой воды
Поднялась Гамаюн быстрее ветра ко Рипейским горам в светлый Ирий.
Прилетела она с живою водою,и Перуна водой обмыли.
Поднялся сын Сварога небесного, и увидел он яркий белый свет.  Усмехнулся Перун и расправил усы – золотые усы, жаром пышущие, и тряхнул брадой серебристою, головой своей златокудрою. И сказал он братьям Сварожичам:
- Как я долго спал во Земле Сырой!
Поднесли Перуну Сварожичи рог глубокий с хмельною Сурьей - той, что принесла Гамаюн. Выпивал Перун тот глубокий рог.
- Допивай, - сказали, - напиток. - Сколько силы теперь в себе чувствуешь?
- Стало силы во мне вполовиночку.
- А теперь отправляйся, могучий Перун,
Поезжай скорей к зверю-Скиперу, Отомсти ему за обидушки/  И за раны свои, и за милых сестер!
И сверкнула тотчас в туче молния, Раскатился по небу гром.

Подвиги Перуна


- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как Перун победил зверя Скипера,  как великие подвиги он совершил и как сестрам своим дал свободу!

Поезжал Перун по Сырой Земле, мимо гор Рипейских и Ирия. Встретил он в горах Ладу-Матушку, Мать небесную.. Поклонилась Перуну матушка,  стала расспрашивать:
- Ты куда, сынок, отправляешься? Держишь путь куда в чистом полюшке?
- Государыня Лада-матушка, Мать небесная, путь неблизок мой в чистом полюшке.Направляюсь я к зверю Скиперу, Чтоб родных сестер, дочерей твоих, из неволюшки вызволить!
- Ах младой Перун, славный мой сынок!   Нелегка путь-дороженька к Скиперу! По дороженьке прямоезжей птица  не пролетывала, зверь рыскучий  не прорыскивал, на коне никто не проезживал! Заколодела дорожка, замуравела...
- Государыня Лада-матушка, Мать небесная! Дай в дорогу мне благословение, отпусти меня к зверю Скиперу!
Ехал Перун через леса дремучие, через реки разливистые, через полюшко, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. И наехал на стадо свирепое, звериное стадо,  змеиное.
И   пасут то   стадо три   пастыря   - да три девицы, три сестры родные Перуновы: Леля, Жива, Марена, украденные  зверем Скипером. Бела кожа у них – как слова корд, на них волос растет - как ковыль-трава.
И сказал Перун трем сестрицлм:
- Вы ступайте, сестрицы, к Рипейским горам, вы пойдите к Ирию светлому. Окунитесь в реку молочную и в сметанное чистое озеро, искупайтеся во святых волнах и омойте-ка лица белые!
И сказал перун стаду лютому, что звериному стаду – змеиному:
- Поднимайтеся, звери  звери лютые,   расходитесь по болотам и лесам диким.
Все случилась так, как Перун сказал, - та застава его миновала.
Вот приехал он в царство темное, горы там в облака упираются и чертог стоит между черных скал.
Выступал на него лютый Скипер-зверь, выходил к нему по-звериному, а шипел-свистел по-змеиному.
- Я всей подвселенной царь! Как дойду до столба я небесного, ухвачу за колечко булатное, поверну всю Землю на синее Небо и смешаю земных я с небесными, стану я тогда всей Вселенной царь!
Но могучий Перун не страшился, победил он на лютого Скипера. Скипер-зверь  стал уклоняться, приклонился он ко Сырой Земле, стал просить-молить бога мощного:
- Я узнал тебя, праведный Перун!  Дай ты срока мне три минуточки! Я тебе подарю горы золота, я отдам тебе силу всю свою, станешь ты царем поднебесной всей!
- Я не дам тебе сроку-времени! Твое золото все неправое, твоя силушка вся всесильная, в темном царстве же правит Кривда пусть!
Тут поднял зверя-Скипера и на Землю Мать уронил его. Мать Сыра Земля расступилась, И Перун могучий тогда завалил то ущелье горами Кавказскими.
И забрал Перун трех родных сестер, и повел он их ко Рипейским горам, и привел их к Ирию светлому. И сказал он им:
- Вы, сестрицы мои! Вы снимайте скорей кожу прежнюю, как кора еловая грубую. Искупайтеся во молочной реке и очистите тело белое.
И тогда три родные сестрицы кожу скинули заколдованную, во молочной реке купались, в чистых водах тех омывались.
Приходил Перун к Ладе-матушке, светлой матери, Богородице.
- Государыня лада-матушка, мать небесная, богородица! Вот тебе три дочки родимые, мне же – три сестрицы любимые!
И вернулись так вместе с Лелею - Радость и Любовь в поднебесный мир. Вместе с Живою оживляющей возвратилась Весна со цветами. А с красавицею Мареною -Осень и Зима со снегами.

Перун и Дива-Летеница


- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как женился Перун на Летенице - молодой Додолушке-Диве.

Как по морюшку синему одинокая Лебедь плавала. И кружился над ней млад сизой Орел:
Обернулася Лебедь белая во Летеницу молодую, обернулся тут млад сизой Орел во Перуна сына Сварожича.
Говорил Перун Диве-Лебеди:
- Помни, Дивушка, слово верное! Как придет пора - время летнее, за тебя приду, Дива, свататься!
И подъехал Сварожич  ко Сварогу - богу небесному и ко матушке-государыне. Он подал отцу руку правую, ну а матери руку левую. И сказал он им таковы слова:
- Мой отец, Сварог, Лада-матушка, я прошу у вас позволения - дайте мне построить алмазный дворец на горе в саду светлом Ирин. Чтобы видеть мне, как гуляет здесь молодая Дива-Летеница, дочка Дыя..
И построил Перун во саду дворец,  На высоком  своде – Красно Солнышко, и как в небе- во дворце есть месяц, и ясны звезды - во дворце есть звезды, и заря, и вся красота поднебесная.
Как в ту пору захотелось младой Летенице во зеленом саду прогуляться,  и пошла она во зеленый сад подошла к крылечку Перунову.
И увидел Сварожич Летеницу, выходил он к ней во зеленый сад.
-  Ты послушай меня, Дива милая! Много времени жил на свете я, много видел девиц-красавиц я, но такую, как Дива Дыевна, никогда, нигде я не видывал. Я желаю к тебе, Дива, свататься!
Тут Летеница испугалася и горючими слезами залилась, скоро из дворца ушла. А тем временем молодой Перун полетел к Дыю - батюшке Дивы,и сказал он Дыю и Дивии:
-  Мне жениться пришла пора-времечко.  Я пришел к вам Летеницу сватать. За меня отдайте Додолу!
Тут подал Дый-Отец руку правую, а Мать-Дивия – руку левую - и отдали Перуну Диву.
И назначили вскоре свадьбу, стали к свадебке той готовиться и в обратный путь снаряжались.
И поехал Перун в колеснице - шесть коней в колесницу впряжены
-  Ах вы, кони мои, кони верные, сослужите мне службу-службишку, повезите меня за невестою по небесному своду синему! Выйди, радость моя, Додола!
Выходила тогда Лада-матушка:
Вот - возьми, Перун, золоченые стрелы - громовые стрелы, могучие. Ты же, Дива-Додола, - небесный огонь. Вот еще вам - пестрая ленточка. Вы красуйтеся, вы любуйтеся, распускайте вы ленту-радугу после дождика, после светлого, чтобы всем было в мире радостно!
И пропела Дива-Перуница:
- Пойдем, Перун, погуляем -
над полями и над лесами!
Ты с грозой пойдешь, а я с молнией!
Ты ударишь грозой, а я выпалю!
Пойдем, Перун, погуляем -
над полями и над лесами!
Ты с дождем пойдешь, а я с милостью...
Ты польешь водой, а я выращу...
В небесах летал млад сизой Орел, вилась рядом с ним Лебедь белая.То не стаи в небе певучих птиц, то кружились в небе три облачка. На одном сидел Громовик-Перун, на другом летала Перуница, а на третьем - Сварог со Сварожичем.
Как Перун ударял громом на небе, как огнем палила Перуница, как Сварожич-Стрибог веял ветром!
Продолжалася свадьба в Ирии!

Перун и дочка Деванушка


- Расскажи,  Гамаюн,  птица вещая,  о Деване – дочери Дивы и Перуна  сына  Сварожича. Как она  на  Ирий пошла  войной и с отцом Перуном боролась, а потом отцу покорилась.

Это было рано-ранешенько... Как с восточной дальней сторонушки прилетели Орел со Орлицею – то Перун с женою Перуницей.
И тогда Перуница и родила дочку Деванушку.
Подрастать Деванушка стала, Обучилась она премудростям. Обернулась Девана Львицей, поскакала она по Сырой Земле. Диких всех зверей завернула, всех куниц и лис с горностаями, черных соболей, малых зайчиков. А потом она обернулась грозной птицей Магур, полетела она по подоблачью. И всех птиц она завернула, всех гусей-лебедей, ясных соколов. Обернулась потом Белорыбицей, и всех рыб завернула в море, всех севрюг, белуг с осетрами. Чистым полем Девана ехала. Поезжала она, потешалася и метала копье в поднебесье. Как одною рукою метала, а подхватывала - другой. Впереди Деваны бежали два свирепейших серых волка. Был на правом плечике сокол, а на левом плече - белый кречет.
Выезжал навстречу Деване  Дажьбог могучий Перунович. Он заехал к ней и низко кланялся:
-  Уж ты здравствуй, Девана дивная! Ты куда, Деванушка, держишь путь?
-  Еще еду я в красный Ирий! Я хочу съесть яблочки Ирия и на трон Сварога усесться!
И вскочил Дажьбог на коня верхом, поскакал-полетел он в Ирийский сад к Громовержцу Перуну в терем.
-  Уж ты гой еси, грозный бог Перун! Едет в Ирий дочка - Девана! Хочет съесть она златы яблочки! И на трон Сварога усесться!
Тут взыграло сердце Перуново. Он седлал коня - Бурю грозную. Конь его бежит - Мать Земля дрожит.
Выезжал он навстречу дочке.
-  Уж ты гой еси, дочь родимая! Не езжай-ка ты в светлый Ирий! Ты коня назад поворачивай!
То Деване бедой показалось, за досаду великую встало: "Буду ль я пред ним унижаться!"
И секлися они мечами, исщербилися и мечи, бились палицами тяжелыми, обломались у них и палицы. Обернулась Девана Львицею, а Перун обернулся Львом. Стали биться между собою. Обернулась Девана Соколом, а Перун Орлом обернулся, стал когтить Орел птицу мощную. И тогда Деванушка перышком опускалася в море синее, обернулася Белорыбицей. поймал Перун этим неводом Белорыбицу в синем море.
И Девана судьбе покорилась, и Перуну-отцу поклонилась.
И теперь Деванушке славу поют, прославляют Перуна с Перуницей, славят также и Макошь-матушку!
Расы Ариев могучий Чур!
 Ты космический огонь могучий!
Гром небесный и покров,
Правды Свет в Славянский Душах!
С нами днесь Перунов Свет,
громогласно зычит небо,
и поток небесных вод,
очищает Матерь- Землю!

<Перун по имени Энтиль
 

У Шумеров имя Его было Энлиль – Небесный Царь и «Владыка Земель», Покровитель Законов, Бог-Громовержец, Властелин грозы, бури, ветров и наводнений, покровитель судеб людей и Богов, дарующий счастье или несчастье, беду или благо. Согласно древним шумерским мифам, Энлиль разделил Небо и Земь при помощи мотыги, сотворил Зарю, народил растительность на Земле, изобрёл плуг. Энлиль володеет частью Неба, коя именуется «Путём Энлиля». 
Энлиль, чьё повеление простирается далеко, чьё слово свято,
Бог, чьё решение непреложно, коему вверены судьбы
Чей вышний глаз скользит по землям,
Чей вышний луч ищет сердце каждой земли,
Энлиль, кто сидит широко на белом престоле, на высоком престоле,
Кто совершенствует законы власти, главенства и царствия,
Боги Земли склоняются в страхе перед ним,
Боги Небес смиренны перед ним…
Позднее, во времена Вавилонского царства, все черты Энлиля воспринял на себя Мардук.

 

Шесть Явных Сутей Перунова Веданья

 Аз  Перуново Древо, мировое древо
Перуново Древо – Дуб  крепок, стволом могуч, кроною велик. Древо дуб дуб перунова воля – крепость, надёжа,  Силы.
В древних писаниях речется о Святилищах, там где Древо Перуново, могучий дуб

«А от той горы
до Перунова дуба
горы склон».

 Дуб он  Мирового Древа в нем  нерушимость Прави – Вселенского Закона, охраняет  Перуном.
«На Море-Окияне, на Острове Буяне
стоит Дуб кряковистый,
и рубит тот Дуб-Сыродуб
топором своим стар матёр человек,
и как с того Сыродуба щепа летит
– такожде и от чистой души летит
стрелы зверей вероломных лютых
по всякий день, по всякий час и по всякое время…»

 



БОГОВ  Перунов Цвет
 
Перунов Цвет, перуника – голубой ирис о шести лепестках, самым видом своим вельми напоминающий Громовой Знак. Такоже рекут, что средь Предков наших Перуновым Цветом почитался и Папороть.что цветет цветёт на волшебну  Купальскую Ночь. Тот счастливец, который отыщет Папороть-Огнецвет, даруется особым виденьем Сокрытого –  И в том Перунова Воля проявлена, бо одно из свойств Её – ЯСНОСТЬ.



ВЕДАЮ  Перунов Камень
 
 Перунов Камень – остроконечный белемнит, называемый також в народе Перуновым Пальцем или Перуновой Стрелой. По поверьям, Стрелы-Молнии, кои Грозный Бог с Неба мечет, попадая в Земь затвердевают и превращаются в то, что учёные мужи именуют «белемнитом». Перуновы камни  Обереги, освящают и воду, исцеляют.
 


 

ГЛАГОЛЮ Перунов День

В неделе Перуновым Днём является четверток четверг. . Во день сей всенепременно во Красном Куту, иже во дому обустроен, пред Малым домашним Чуром Перуновым возжигается Огнь, воскладаются дары, затем на Огнь приносится Малая Треба.
 



ДОБРО  Перуновы Чиры
 
Чиры Перуна : Громовник, Громовой Знак шести граней, Перуново  Колесо о шести лучах, Перунов Коловрат, Перунов Крест (четырёхконечный в основании крест, каждая оконечность коего раздвоена). Перунова Молонья (Чир, внешне напоминающий скандинавскую зиг-руну).
 Громовой Знак на Руси есть в орнаментах, в теремах, ларцах, прялках, одежде.

 

 

ЕСТЬ  Перуново Капище
 
Перуново Капище утверждается непременно на возвышенности либо близ дубрав. Чур Перуну – Ликом грозен, со шеломом на главе, с усами в виде Молний, творится из дуба либо камня.   творить Чур Перуна надобно тако, чтобы люд, к Нему обращающийся, лицом на Восход  либо на Полдень стоял.Пред Чуром воскладается Камень Алатырный.
 

Шесть Граней Перунова Веданья

Перун,   Правды Мощь, Взора Свет, Славы Стяг, Молниями владеет, Отец Побед, Златоусый Воевода Небесных Полков, Вышний Покровитель  правды и добра
Веды глаголят о сути его в в шести гранях
Оные суть:

 
Грань первая  Перун Дарящий
 
Оратаям честным – во пору летнюю Секирою Своей Хляби Небесные разрубающий, Земь дождями поливающий да влагою живой питающий. Воям сильным да хоробрым, Духом Его облечённым – Победу дарящий, Силой Своей наделяющий да во сечах лютых пособляющий.
 
Грань вторая Перун Карающий
 
Правду хранящий, нечисть гонящий,  супостатов всяких Молниями Своими разящий. Проявление Перуна Дарящего зримо во Все-Живой Природе Золотыми Молоньями – по народным поверьям  – Жизнь да Благо Белому Свету дарящими, Земле Зарод чинящими. Проявление Перуна Карающего во Все-Живой Природе знаменуется Серебряными (Синими) Молньями – нечисть гонящими и Кривду разящими.
 
Грань третья Перун Ратайский (Бог Воинов)

Прямое проявление Дарящего Лика Перуна.
Победою дарующий, воев Силою наделяющий.

 

Грань четвёртая  Перун Ротный
 
Охранитель Прави – како Прави Всемирья (Извечных Законов Мирозданья, от веку Самим Родом положенных), такоже и Ряда Природного (проявленного в Годовом Круге) и Ряда промеж людьми. Оттого же и володеет Перун-Батюшка таковыми разнящимися промежду себя Стихиями, как Молнии и Вода, единя в Себе, казалось бы, несовместимое, а тем творя Священный Водокрес.
Оттого же и речено было ответом «Колико есть небес?» - «Перун есть мног!» Многосущность Небесного Воеводы знаменует собой всеохватность Извечных Законов Прави, их справедливость по отношении ко всему Сущему и Не-Сущему. Указание же на Небеса есть знаменование Вышнего происхождения Законов Прави. В том суть, а далее всяк сам домыслить сможет…
Предки наши, егда ряд, уговор либо зарок какой учинить промеж себя удумывали, завсегда пред Чурами Богов Родных клятвы оные приносили. Опрежь иного же Требы о справном исполнении уговоров Перуну-Батюшке клали. Особливо серьезные решения обсуждались и решались у дуба – Перунова Древа.
Такоже и Обряд Свадебный завсегда включал в себя троекратный обход молодыми посолонь вкруг Дуба. При сём у Бога Грома испрашивалось вспоможение соблюсти да укрепить Семейный Род.

 
Грань пятая  Перун Природный
 
Осмысление Бога Грозы как одного из проявлений Сил Все-Живой Природы, а именно – Володетеля Небесных Вод, Хозяина Грозы, Отца Громам. Потому рекут, что гром во Небе гремит оттого, что Перун-Батюшка с Небесной Дружиной из Чертогов Своих выезжает.
«Перун словом дождь держит и низводит»
Таковое явление как радуга тоже связнано с Перуном Батюшкой
О том рекут: «Радуга – это коромысло, на котором Додола-Перуница, Перунова супружница, носит воду в Сваргу…

 
Грань шестая Перун Кологодный
 
За тем следящий, чтобы Коло Сварожье справно вращалось, чтобы Ряд Природный не нарушался.
Потому от веку чествуют сородичи, по Прави живущие, Святодни Кологодные, Перуну-Батюшке посвящённые.



Источник:  "Энциклопедия мифологии"

 

 

Предыдущий Следующий

 

 

Категория: Мифы, легенды, сказания | Добавил: нибирутяночка (07.06.2012)
Просмотров: 9632 | Теги: славянские ми | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar