Современная наука несколько упрощает понятие "время". Видимо, потому, что реальность не совсем "вписывается в каноны". Но непознанное властно стучится в двери...
Откуда и куда мы проводим линию, символизирующую время? Психолог Тэд Джеймс описывал всего два типа «линий времени» в человеческом восприятии. Первый он называл европейским — это привычная нам стрела, идущая слева направо наподобие оси координат. Человек смотрит на время со стороны, держа в поле зрения и прошлое и будущее. Такое восприятие полезно в деловом общении, чтобы четко отмерять отрезки «линейного времени», не подводить партнеров, в конце концов, не опаздывать на свидания. Второй тип восприятия называют арабским. Тут стрела времени пронзает нас насквозь, причем будущее впереди нас, а прошлое — позади. Такое восприятие требует некоторых усилий, чтобы увидеть прошлое, и приводит к некоторому атализму. Человек находится как, бы внутри «линии времени». Чтобы такое восприятие не казалось чисто восточным, напомним строчку из цикла стихотворений Александра Блока «На поле Куликовом»: «Наш путь стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь...»
Но выделенные Тэдом Джеймсом два типа восприятия времени составляют малую долю от реально, существующих. Так, известны индейские племена, в восприятии которых прошлое находится как бы впереди, а будущее — позади. А есть и такие, для которых привычный нам ход времени вообще не имеет принципиального значения.
Отечественный философ Юрий Молчанов когда-то выделил четыре основных концепции времени, используемых как в философии, так и в физике. Нам интересны две крайние из них. Первая, релятивистская, может быть охарактеризована так: «Время — часы». Именно она принята в Теории относительности. Это «круче», чем понятие стрелы времени, потому как без часов, без измерения времени, выходит, и потока-то временного нет. Вторая концепция, субстанциональная, может быть названа так: «Время — река». Она излюблена биологами, но так- же и сторонниками философской школы Анри Бергсона, последователями астронома Н.А. Козырева. Понятие «река времени» удобно при объяснении многих загадочных явлений. Ведь в реке бывают запруды и водовороты, по ней можно двигаться поперек течения, а иногда и подниматься вверх, к истокам. Кроме того, река имеет объем, которого нет у линейного времени. А многочисленные факты говорят в пользу объемности времени.
И все-таки понятие «время река» тоже ограниченно. В нем присутствует уверенность в вечности ее течения. Но представим себе случай, когда цивилизация погибла. Тогда и река ее времени как бы высохла. Остается чисто физическое время, для которого, пожалуй, иногда и можно сказать «время — часы». Возможность точного измерения отрезков вновь уводит нас в сторону от неизвестной пока субстанции «реки» к понятию «нить», «линия». Но древние мудрецы недаром учили, что богини судьбы держат в руках невидимые нити, переплетенные, подобно пряже. В таких богинь верили и славяне и греки. В Индии название учения «Тантра» даже переводится как «тянуть пряжу». Есть схожие понятия и в некоторых китайских толках буддизма, где события ловятся сетью времени. В образе переплетенных нитей такой сети сокрыты и объем, и возможность перемещаться какое-то время по заданной линии, и четко отмеренные отрезки, и движение поперек.
Психотерапевты недаром учат отождествлению себя с настоящим временем, а также и умению концентрироваться на конкретных объектах в нем. Для поддержания психического здоровья это лучший вариант. И все же не может человек всегда жить только здесь и сейчас. В критических ситуациях, при непредвиденных обстоятельствах нас может быстро перебросить в другой узел сети времени. Для психики вполне здорового, но неподготовленного человека такой перенос может оказаться разрушительным. Поэтому волшебные сказки, романтические воспоминания, мечтательные фантазии тоже нужны — они исподволь готовят психику к необычайному, учат видеть объемность времени.
Человек редко замечает «сеть времени». Да и сам себе не верит, ежели замечает. Далеко не всегда речь идет о чем-то явно аномальном. Например, автор этой статьи однажды, еще в конце 1970-х, во время короткой стоянки поезда в Смоленске купил на вокзале газету «Правда». И запомнил в ней статью, посвященную очередной годовщине атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Газету, понятное дело, не сохранил. Приехав домой, в Питер, вынул из почтового ящика почту и, среди прочего, обнаружил эту же газету с такой же статьей, но от другого числа, с разницей в два дня. Рациональное сознание по сей день убеждает: в те годы в каждом большом городе печатали свою часть тиража, а матрицы пересылали фототелеграфом. И данный случай — типографская накладка. Обратил внимание на разницу в датах просто из дотошности. А странные ощущения еще во время первого чтения статьи вообще к делу не относятся. А вот какой-то чертик в том же сознании подсказывает: тут все не так просто. Прав ли чертик? Между тем многие могут припомнить нечто подобное.
Есть, конечно, и куда более впечатляющие свидетельства объемности времени, но в таких случаях почему-то верят только самим себе, да и то с оговорками...
Известны специальные упражнения, обучающие, как помещать свое сознание в малый объем (даосы называют его «чайник Дао»), так и безмерно расширять границы своего восприятия. Из современной книги опытных профессионалов-психотерапевтов: «Позвольте своему осознанию быть пространством, в котором кружатся луна и звезды. Пусть ум станет подобным безграничному небу... Каждое переживание напоминает облако, плывущее, постоянно меняющееся, преображающееся в самое себя, тающее в безбрежности... Тело, ощущения плывут, растворяются в пространстве... Растворяются... Растворяются... Только пространство... Только пространство...»
Не надо думать, будто самоцелью подобных упражнений является так называемое «расширение сознания». Вовсе нет. В данном случае речь идет о формировании правильного отношения к смерти. После описанного выше первого этапа предлагают, например, вообразить себя каплей родниковой воды, представить всю свою жизнь: сначала ручеек, затем река, потом волна в океане. И вот снова с гребня океанской волны срывается капля, вливается в туманное облако. И вновь капля дождя выпадает из этого облака к истокам того родника, с которого началась ваша жизнь...
Не стоит считать, что сеть времени злокозненна, и кто-то специально нас ловит, подобно пауку. Напомним древнее китайское изречение: «Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся». И не стоит «ловить духов времени за хвост». Еще одна китайская мудрость: «Уток, вышитых на ковре, можно показать другим. Но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки». Поэтому то мудрецы и не учили выхватывать нить судьбы или пробовать порвать сеть времени — силенок вряд ли хватит. Верным образом является не бьющаяся в паутине глупая муха, а спокойно ползущая по своим делам вдоль понравившейся ей нити божья коровка. Она, между прочим, тоже обладает свободой воли и вполне может свернуть по сети времени куда захочет. Что уж тут говорить о человеке разумном? Он тем более властен над своими поступками, хоть и мал в сравнении со Вселенной.
Хороший пример «перескока» на иную нить судьбы дает нам А.С.Пушкин во всем известной «Сказке о рыбаке и рыбке». Но вот хоть и стала старуха «дворянкой столбовою», а не успокоилась. И сеть времени отбросила ее на ту же самую нить, с которой она пыталась перепрыгнуть на иную, лучшую. И вот вновь покосившаяся избушка, да такое знакомое разбитое корыто... Только в жизни роль золотой рыбки играют иногда экстремальные ситуации, а иногда— просто поступки, совершенные в ситуации, когда нам предоставлен выбор.
Сергей КРИВЕНКОВ
Источник: https://www.huminfakt.ru/psihika1.html
Предыдущий Следующий
|