00:31 Домра | |||
Много чудесных музыкальных инструментов существует в мире. Есть с удивительным чарующим звучанием, есть привычные, и кажется, что они существовали всегда. Есть фантастические, новые, современные. Есть старинные, казалось бы, навсегда и безвозвратно ушедшие в музейное прошлое. И есть среди них скромные на вид, загадочные, почти забытые, названия, которых люди не всегда помнят. А между тем, в них живёт сердце народа. Их история жизни, это не только история музыкальных инструментов, это история культуры народа, история любви и веры, со всеми радостями и печалями. Среди них - старинная русская Домра. У нее непростая судьба, не всегда спокойная и безмятежная, в ней глубина и высь души русского народа. Домра представляет собой струнный щипковый инструмент с деревянным полусферическим корпусом, и грифом, на котором натянуто 3 или 4 струны. Струны звучат с помощью медиатора или плектра. В старину медиатором служили палочки, рыбные кости, пёрышки птиц, пластины из панциря черепахи. А. Цыганков и ОРНИ - "Травушка муравушка"
Откуда музыка родная зародилась? "Сказка о том, как домра появилась"→ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ История возникновения домры до сих пор остаётся загадкой. Учёные много веков спорят о том, откуда и когда появилась на Руси домра, и до сих пор не пришли к единому мнению. Одни исследователи утверждают, что у домры тюркское происхождение, другие считают, что она завезена из Татарии, в других исторических исследованиях пишут, что дмра заимствована у казахов, другие говорят, что она завезена из Египта и Ирана. Так же домру сравнивают и с западно-европейской лютней. И действительно, у домры есть много общего с казахской домброй, и испанской лютней, и иранским тамбуром. Тот же овальный корпус, почти одинаковое количество струн, тот же способ извлечения звука. Но у каждого инструмента своя история. Кстати, есть косвенные сведения о том, что русская домра существовала задолго до первых летописных упоминаний о ней. В некоторых источниках упомянуто об археологических раскопках на Волге, периода 921 года , в которых найдено древнее захоронение русского человека с домрой в руках. В древней истории домры много неизвестного, поэтому непросто найти настоящие истоки её происхождения. "Сказка о Музыканте, Нотках, и о маленькой Домре"→ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ Первое упоминание о домре найдено в исторических документах ХVI века. Но это не означает, что на Руси до этого времен домры не было, просто документы о ней могли быть потеряны или переписаны. Игрой на домре сопровождались праздники и народные гуляния. Ходили в русских городах и сёлах сказители, и под звуки игры на домре читали сказки, былины, легенды. Скоморохи были оседлые и бродячие. Оседлые скоморохи исполняли на домре былины и сказания, а бродячие веселили народ, устраивали представления с дрессированными медведями. куклами, пели весёлые сатирические куплеты. Домра, как забытая царица, А потом в жизни домры наступили драматические времена. Служители церкви и бояре посчитали выступления скоморохов «бесовскими игрищами» В 1648 году был издан царский указ об истреблении домры. Мария Гусева - "Липа вековая"
Возрождение домры из пепла произошло благодаря великому русскому музыканту Василию Васильевичу Андрееву, который всю свою жизнь посвятил служению русской народной музыке. В 1896 году, один из соратников Андреева, находясь по служебным делам в селе Вятской губернии, случайно обнаружил на чердаке ветхого заброшенного дома, незнакомый струнный инструмент с овальным корпусом. Музыкант тут же на месте стал узнавать, что это за инструмент, и как он туда попал, но никто из местных жителей об этом не знал. Тогда находка была привезена в Петербург к Андрееву, и он созвал совещание специалистов, во главе с известным исследователем в области русских народных инструментов Александром Сергеевичем Фаминцыным.Решение было таким – найденный инструмент - это древнерусская домра! Находка сыграла огромную роль в возрождении русских народных оркестров. У Василия Андреева была мечта о расширении исполнительских возможностей его ансамбля. В 1896 году он писал:
После этого множество композиторов написали для домры новые произведения, разных жанров и направлений. Со временем появилась целая звёздная плеяда исполнителей на домре, в том числе Александр Цыганков, которого называют королём домры, и «домровым Паганини», а так же выдающиеся домристы-виртуозы: блистательная Томара Вольская, Вячеслав Круглов, Борис Михеев. Валерий Ивко, и многие другие, которые внесли значительный вклад в историю домры. И сейчас на музыкальном небосклоне появляются все новые яркие имена молодых талантливых исполнителей-домристов. Домра древнейший русский инструмент, и в то же время молодой, возрожденный, воскресший, с открытым будущим, и безграничными возможностями, в исполнении не только народной музыки, но и произведений всех музыкальных направлений, от классики до рока. «Домры работы Налимова подобны скрипкам прославленных кремонских мастеров продолжали оставаться непревзойденными. Кроме непревзойдённых музыкально-акустических данных, налимовские инструменты отличаются редкостной по изяществу формой и красотой внешней отделки» (Российский музыковед Вертков) И сейчас, во всех уголках России, живут и творят талантливые мастера, вкладывая душу и любовь к музыке, изготавливая русские домры. На ежегодном международном конкурсе «Созвездия мастеров» представляются лучшие работы по изготовлению домр и балалаек, на которых играют знаменитые музыканты и ведущие оркестры в России и за рубежом. На этом заканчивается рассказ об истории домры. Но не перестаёт звучать русская музыка в душе народа, не замолкает родной голос домры. Домра очень благодарный и чуткий инструмент, она отзывается на прикосновение любви, и может понимать и разговаривать, как близкий человек. Её, как и Россию, умом не понять, её можно только любить и верить. 1. А. Джойс - "Осенний сон";
Классика 1. Дж. Каччини - "Ave Mariya"; Звучание басовых и альтовых домр 1.;С. Рахманинов - "Восточный романс" (альт);
ИСТОЧНИК: Сайт "Домрист" http://domrist.ru
| |||
|
Всего комментариев: 5 | |
| |