Приветствую Вас, Гость

Главная » 2017 » Декабрь » 15 » Домра
00:31
Домра

Домра

Много чудесных музыкальных инструментов существует в мире. Есть с удивительным чарующим звучанием, есть привычные, и кажется, что они существовали всегда. Есть фантастические, новые, современные. Есть старинные, казалось бы, навсегда и безвозвратно ушедшие в музейное прошлое. И есть среди них скромные на вид, загадочные, почти забытые, названия, которых люди не всегда помнят. А между тем, в них живёт сердце народа. Их история жизни,   это не только история музыкальных инструментов, это история культуры народа, история любви и веры, со всеми радостями и печалями. Среди них - старинная русская Домра. У нее непростая судьба, не всегда спокойная и безмятежная, в ней глубина и высь души русского народа.

Домра представляет собой струнный щипковый инструмент с деревянным полусферическим корпусом, и грифом, на котором натянуто 3 или 4 струны. Струны звучат с помощью медиатора или плектра. В старину медиатором служили палочки, рыбные кости, пёрышки птиц, пластины из панциря черепахи.
В древнерусских сёлах домру сначала делали из половинки тыквы, к которой привязывали папку. Позже корпус изготавливали из клёна, берёзы, ели, а гриф из твёрдых пород деревьев.

А. Цыганков и ОРНИ - "Травушка муравушка"

Откуда музыка родная зародилась?
То ли в чистом поле или в лесу мглистом
В радости ли, в боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась? Как же ты явилась?

"Сказка о том, как домра появилась"→  ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

История возникновения домры до сих пор остаётся загадкой. Учёные  много веков спорят о том, откуда и когда появилась на Руси домра, и до сих пор не пришли к единому мнению. Одни исследователи утверждают, что у домры тюркское происхождение, другие считают,  что она завезена из Татарии, в других исторических исследованиях пишут, что дмра заимствована у  казахов, другие говорят,  что она завезена из Египта и Ирана. Так же домру сравнивают и с западно-европейской лютней. И действительно, у домры есть много общего с казахской домброй,  и испанской лютней, и иранским тамбуром. Тот же овальный корпус, почти одинаковое количество струн, тот же способ извлечения звука. Но у каждого инструмента своя история. Кстати,  есть косвенные сведения о том, что русская домра существовала задолго до первых летописных упоминаний о ней. В некоторых источниках упомянуто об археологических раскопках на Волге, периода 921 года , в которых найдено древнее захоронение русского человека с домрой в руках. В древней истории  домры много неизвестного, поэтому непросто найти настоящие истоки её происхождения.  
Поэтому оставим в стороне споры учёных, и послушаем ещё одну сказку о домре.

"Сказка о Музыканте, Нотках, и о маленькой Домре"→ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Первое упоминание о домре найдено в исторических документах ХVI века. Но это не означает, что на Руси до этого времен домры не было, просто документы о ней могли быть  потеряны или переписаны.
В те далёкие времена домры прочно вошли в быт русского народа. Тогда в Москве существовал даже специальный Домерный Ряд, где продавались музыкальные инструменты. На домрах исполняли напевные мелодии, ей люди доверяли тайны переживаний, и грусть и надежды. 

ДомрачеиИгрой на домре сопровождались праздники и народные гуляния. Ходили в русских городах и сёлах сказители, и под звуки игры на домре читали сказки, былины, легенды.
Но не только протяжные песни исполняли  на домре, на ней играли мелодии и шутливого, озорного характера. В народе  любили шутки и веселье. Поэтому домра в те времена была излюбленным инструментом скоморохов.
Тогда скоморошество на Руси было массовым явлением.

Скоморохи были оседлые и бродячие. Оседлые скоморохи исполняли на домре былины и сказания, а бродячие веселили народ, устраивали представления с дрессированными медведями. куклами, пели весёлые сатирические куплеты.
Домра и скоморошество были популярны не только среди простого народа. Существовала в ХVI веке,  в Кремле, при царском дворе, государева Потешная Палата, основу которой заложили лучшие скоморохи того времени. Там, в Потешной Палате, русская инструментальная музыка достигла в ХVII веке своего расцвета.
Игроков на домре назsвали домрачеями, и было их много, и даже известны их имена – Богдан Путята, Андрей Федоров, Василий Степанов, слепцы Гаврила, Наум, Пётр, Яков. 

Домра, как забытая царица,
Что жила когда-то на Руси...

А потом в жизни домры наступили драматические времена. Служители церкви и бояре посчитали выступления скоморохов «бесовскими игрищами» В 1648 году был издан царский указ об истреблении домры. 
«А где объявятся домры, гудки и гусли, велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел сжечь, а те, люди, которые ото всего богомерзкого дела не останутся, и учнут вперед такого богомерзкого дела держаться, и тебе б по государеву указу тем людям чинить наказание, и ты бы тех ослушников велел бить батоги». 
На Руси после этого указа запретили инструментальную музыку. И в 1654 году, по распоряжению патриарха Никона, несколько телег, груженых отобранными у народа домрами, вывезли на Москву-реку и там прилюдно сожгли. Огромные костры полыхали несколько дней. Игроков на домре велено было "бить батоги". Наказывали  не только скоморохов и домрачеев, но и каждого человека, кто играл на домре или держал инструмент дома.
Так домра исчезла на Руси и была забыта совсем. Было это в конце ХVII века. 
В ХIX веке о домре знали лишь несколько специалистов-инструментоведов.

    Мария  Гусева - "Липа вековая"

Возрождение домры из пепла произошло благодаря великому русскому музыканту Василию Васильевичу Андрееву, который всю свою жизнь посвятил служению русской народной музыке.

Василий Васильевич Андреев

 В 1896 году, один из соратников Андреева, находясь по служебным делам в селе Вятской губернии, случайно обнаружил на чердаке ветхого заброшенного дома, незнакомый струнный инструмент с овальным корпусом. Музыкант тут же на месте стал узнавать, что это за инструмент, и как он туда попал, но никто из местных жителей об этом не знал. Тогда находка была привезена в Петербург к Андрееву, и он созвал совещание специалистов, во главе с известным исследователем в области русских народных инструментов Александром Сергеевичем Фаминцыным.Решение было таким  – найденный инструмент - это древнерусская домра! Находка сыграла огромную роль в возрождении русских народных оркестров. У Василия Андреева была мечта о расширении исполнительских возможностей его ансамбля. В 1896 году он писал:
«Я думаю восстановить все музыкальные инструменты, на которых играл народ в древней Руси, к моим балалайкам я присоединяю домру»

Но сначала нужно было заново сделать домру.  
В этом ему помогли музыкальные мастера Семён Иванович Налимов, Франц Станиславович Пасербский и композитор Николай Петрович Фомин, Они проделали огромную кропотливую работу по воссозданию домры, имея лишь единственный образец инструмента, который нашли в Вятской губернии. Причём создали не один инструмент, а целое семейство – дискант, сопрано, домра-альт, домра-басовая, домра пикколо, домра контрабас. 
У каждого вида домр свой особенный неповторимый тембр голоса – яркий, трепетный, нежный, лучистый, звонкий, как смех ребёнка, задумчивый, напевный..... 
Тембр звучания альтовой домры похож на женский голос, мягкий грудной, задушевный, тёплый, завораживающий…
Звук басовой домры мужской, бархатный, глубокий, объёмный, и такой же родной и близкий…
В звуках домры слышаться все краски красоты природы и души человека, во всех оттенках и переливах…
Все домровые инструменты способны ярко выразить всю полноту чувств души человека
Домровая группа сразу заняла ведущую роль в оркестре. Это и сейчас происходит, не смотря на то, в русском народном оркестре появились ещё баяны, флейты, ударные, гусли, гобой.
Поначалу репертуар домры ограничивался переложением народных песен. Великим событием в музыкальной судьбе домры стало появление в 40-х годах ХХ века знаменитого концерта для домры композитора Н.П. Будашкина. 

После этого множество композиторов написали для домры новые произведения, разных жанров и направлений. 

Со временем появилась целая звёздная плеяда исполнителей на домре, в том числе Александр Цыганков, которого называют королём домры, и «домровым Паганини», а так же выдающиеся домристы-виртуозы: блистательная Томара Вольская, Вячеслав Круглов, Борис Михеев. Валерий Ивко, и многие другие, которые внесли значительный вклад в историю домры.

И сейчас на музыкальном небосклоне появляются все новые яркие имена молодых талантливых исполнителей-домристов. Домра древнейший русский инструмент, и в то же время молодой, возрожденный, воскресший, с открытым будущим, и безграничными возможностями, в исполнении не только народной музыки,  но и произведений всех музыкальных направлений,  от классики до рока.
Ежегодно проводятся конкурсы исполнительского искусства, и не только исполнителей, но и мастеров, изготавливающих домры.

В музыкальном музейном фонде сохранились старинные домры, изготовленные, под руководством Василия Андреева, талантливыми мастерами С.И. Налимовым и Ф.С. Пасербским. Музыканты, которые держали в руках эти домры, признавались, что это непревзойденные инструменты. Недаром мастера-самородка Семёна Налимова называли в народе - «Русским Страдивари»

«Домры работы Налимова подобны скрипкам прославленных кремонских мастеров продолжали оставаться непревзойденными. Кроме непревзойдённых музыкально-акустических данных, налимовские инструменты отличаются редкостной по изяществу формой и красотой внешней отделки» (Российский музыковед Вертков)

И сейчас,  во всех уголках России,  живут и творят талантливые мастера, вкладывая душу и любовь к музыке, изготавливая русские домры. На ежегодном международном конкурсе «Созвездия мастеров» представляются лучшие работы по изготовлению домр и балалаек, на которых играют знаменитые музыканты и ведущие оркестры в России и за рубежом.

Задушевная песня домры
 

На этом заканчивается рассказ об истории домры. Но не перестаёт звучать русская музыка в душе народа, не замолкает родной голос домры. Домра очень благодарный и чуткий инструмент, она отзывается на прикосновение любви,  и может понимать и разговаривать, как близкий человек. Её, как и Россию, умом не понять, её можно только любить и верить. 

1. А. Джойс - "Осенний сон";
2. Н. Бакалейников - "Грусть";
3. Шендерев - "Концерт для домры с орестром";
4. Н. Шкребко - "На муромской дорожке";
5. Автор неизвестен – "Под окном черёмуха";  
6. А. Федосеенко - "Дремлют плакучие ивы";
7. Городовская – "Памяти Есенина";
8. Цыганков  - "Соната для домры  Русская песня";
9. Лоскутов – "Концерт для домры" 

 

Классика

1. Дж. Каччини  - "Ave Mariya";
2. К.Сен-Санс  - "Лебедь"; 
3. С. Рахманинов  - "Элегия"; 
4.  П. Сарасате  - "Интродуция и Тарантелла", оп 43;
5. Ян Сибелиус  - "Ноктюрн", соч.51 №3; 
6. Ф. Шопен  - "Ноктюрн до-диез минор";
7. М. Огинский - "Полонез"; 
8. Моцарт -  "Allegro C-dur KV-14";
9. М. Глинка  - "Жаворонок"

Звучание басовых  и альтовых домр

 1.;С. Рахманинов -  "Восточный романс" (альт);
2. С. Рахманинов -  "Сирень" (альт);
3.  Л. Малашкин -  "О, если б мог выразить" (альт);
4. В. Смирнов - "Мечты" Поэма для басовой домры;
5. Ж. Массне -  "Элегия" (басовая домра);
6. Ф. Шуберт - "Мельник и ручей" (басовая домра);
7. В. Ширшов -  "Ночной поезд" (басовая домра);
8. С. Пешков -  "Весёлая прогулка" (басовая домра)

 

ИСТОЧНИК:

Сайт "Домрист" http://domrist.ru
Шитенков Иван Иванович.  Запись радиопередачи МузФонда,  1979 год

 

 

Предыдущий  Следующий

 

 

Категория: В мире музыки | Просмотров: 1506 | Добавил: нибирутяночка | Теги: народные инструменты, василий андреев, домра, музыка | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 5
avatar
3
5
avatar
4
4
Да, тоже об этом думала, что многое зависит от случайностей, или, возможно, от сил свыше.  Инструмент за двести с лишним лет  мог бы не сохраниться. А если бы кто-то  и нашел, то трудно сказать, как распознали  бы его ценность. Возможно,  применили бы, не зная, на растопку, или разобрали бы на дощечки для хозяйственных нужд  Тогда бы до сих пор о домре никто бы не знал. И ещё подумалось о том, что, наверно,  благодаря большой любви  Андреева к русской музыке, и его мечте,  произошла такая счастливая случайность и домра нашлась.
avatar
4
3
Спасибо за этот чудесный рассказ о домре! Много нового узнал
и о истории инструмента, и о музыке, и о людях, трудами которых
жива эта музыка. Удивительно, как много зависит от случайностей...
Или это было изначально так задумано свыше - не знаю. Хочется
верить, что руколписи не горят, и мелодии не исчезают. А человек -
бессмертен в этом.

avatar
4
2
И ещё о звучании басовых домр..


.
avatar
4
1
avatar