Я встретился с нею в один из весенних дней. Длинные русые волосы взлетали с ветром и шуршали за её спиной. Лукавые, зеленовато-серые глаза смеялись из-под шутливо нахмуренных бровей, и я понял, что давно знаю её как самую близкую из подруг. Мы взялись за руки, улыбнулись друг другу и, ни слова не говоря, пошли по весеннему людному перекрёстку. В эти минуты я чувствовал, что могу перевернуть мир, взвиться, раствориться, рассыпаться с ней искрами по всему свету...
Наверное так бывает только во сне.
Но кто докажет мне, что вся наша жизнь это не сон? Однажды мы появляемся на свет и, некоторое время спустя, умираем, так и не успев ничего понять в этой жизни, не долюбив, не домечтав, не доиграв, не отболев, и только след на снегу еще недолго помнит о нас.
Наступает весна и всё начинается заново...
Всё начиналось так: "Длинные черные волосы взлетали с ветром и шуршали за её спиной. Лукавые карие глаза..."
Лукавые карие глаза смеялись из-под шутливо нахмуренных бровей.
- Ты сегодня весь день ходил по городу. Тебе было грустно? Извини, это я виновата. Я поселилась в тебя на рассвете, когда ты неосторожно коснулся меня своим взглядом. Меня зовут Лета. Не знаю, почему меня так назвали, наверное потому, что я очень люблю лето, или потому, что я очень люблю летать, или потому, что я сама этого захотела. Я знаю, что ты ждал меня, поэтому и пришла. Молчи, не надо ничего говорить - я с тобой, я в тебе. Ты даже не представляешь, как это здорово - жить в человеке и чувствовать себя человеком, делать всё, что захочется тебе и мне, всё, что можем только мы двое, так, как можем только вдвоем. Смотри, летит ласточка! Ты никогда не замечал, что она так красива в полёте, правда? Вот так же я - жила и не замечала тебя. А хочешь, я буду летать, как эта ласточка? Или, хочешь, я поселюсь вот в этого толстяка - посмотри, что будет с ним через минуту... Не хочешь. И в самом деле, он какой-то невесёлый...
Её длинные волосы всё так же плескались на ветру, но глаза уже не смеялись, а о чем-то настойчиво спрашивали...
Через мгновенье она исчезла.
Через мгновенье начиналось лето.
Она никогда не была человеком. Все, кто знал её, даже не подозревали, что она есть, что она где-то рядом. Все, кто знал её, не понимали, как она мудра, нежна, свободна, ветренна, пуглива, смела, молчалива, смешна, разговорчива... Она играла со всеми, кто знал её. Она играла ими так самозабвенно, насколько хватало её фантазии и их терпения. Она играла ими, но никто не обижался, не бежал, не плакал, уткнувшись лицом в подушку. Все, кто знал её, росли сильными или слабыми, и она росла вместе с ними. Да, куклы так делают иногда.
Прошло несколько дней. Ко мне заехал мой давний друг. Заехал ненадолго - попутно. Он тут же сагитировал меня побродить по городу. Признаться, мне и самому этого хотелось.
Мы поболтались по парку, повспоминали, сходили в магазин - Ким купил своей дочке куклу в подарок. Тут он вдруг что-то вспомнил и подмигнув, повёл меня к гостинице.
- Знаешь, вчера я познакомился с прекрасной блондинкой, - сказал он. - Ты не поверишь - я сразу в неё влюбился. Красавица! Я тебя с ней познакомлю.
Мы молча прошли мимо администраторши, смерившей нас неприятным взглядом. Второй этаж, двадцать шестой номер. Ким три раза остучал. "Да!" - послышался голос. Мы вошли.
Неудобно примостившись, в кресле сидела девушка. Отложив в сторону томик стихов, она пригласила нас к столу, на котором стоял лимонад, мороженое и фрукты.
- Это кстати, - сказал Ким, - на улице - жара невыносимая. Знакомьтесь: этого молодого человека зовут Виктор, а эту симпатичную девушку зовут...
Он назвал её имя и меня поразило как громом: "Это она!" Как же я сразу не узнал её?! Да, тогда она была темноволосой и кареглазой, а теперь... И всё же это была Лета.
- А мы уже давно знакомы, - сказала она. - Когда ты сказал, что придет твой старый друг, я сразу поняла, кто это.
Ким вытаращил глаза.
- Вот так сюрприз... А у меня были такие замыслы... Ну хорошо, если провалилась первая часть моего плана, то получится вторая, ведь на свадьбу-то вы меня пригласите... Так? А теперь мы дружно идем в кино. Говорят, очень хороший фильм.
Фильм был, вопреки ожиданиям, длинный и нудный. Не досмотрев и половины, мы вышли. Ким чертыхался и злился каждую минуту и, в конце концов, ушел, не попрощавшись.
- Бедный Ким, он так хотел сделать нам приятное. Я Даже не успела сказать ему, что это ему удалось, и я очень рада нашей встрече.
- Да, я тоже.
- Я давно хотела, чтобы мы остались вдвоем. Жаль, что ты не понял меня тогда, на перекрестке. - Она помолчала. - Понимаешь, я не та, за кого ты меня принимаешь. Я не та, которую можно полюбить или прогнать просто так, не та, которая может жить с тобой или без тебя, не та, которая может заболеть или умереть. Не старайся сразу понять меня - просто пока это для тебя невозможно. Я живу в тебе, я твоя. И тысячи закономерных случайностей помогли мне найти тебя и только тебя. Но я могу уйти от тебя так же легко, как и вернуться, превратиться во что угодно, вселиться в любого, кто мне понравится, но об этом ты никогда не узнаешь. Я - не человек. Но я так же материальна. Ты можешь попробовать разрезать мне вены, - из них потечет обыкновенная кровь. Ты можешь попробовать убить меня, но я останусь жива...
А теперь скажи, сможешь ли ты полюбить меня? Сможешь?..
Всё это казалось мне бредом, фантастикой, дикой выдумкой. А Лета шла впереди, повернувшись лицом ко мне и тихо смеялась. "Она просто решила меня разыграть, - думал я, - но нельзя же так издеваться! Нет, я узнаю, кто ты на самом деле".
Я пригласил её к себе в гости, и она согласилась без тени сомнения.
После чая мы смотрели телевизор и о чем-то говорили. Мы сидели на диване рядом и я чувствовал тепло её тела, её свободное, но несколько неровное дыхание, чудесный аромат её красивых волос и платья, моя рука легла на её руку и я подумал: "Разве это существо может не быть человеком!"
В ту ночь мне приснился сон:
- Подожди, послушай, не уходи! Я не кукла, нет! Я люблю тебя! Смотри, у меня тоже есть слёзы, я плачу, значит мне больно. Я теперь такой же человек, как ты. Неужели ты не понимаешь, не видишь, что если ты уйдешь, я умру!
- Нет, ты не умрешь - ты кукла. Тебе только кажется, что ты стала человеком, и в тебе не может быть ни боли, ни любви. Отстань. Мне надоело.
- Не уходи! Если я кукла, разорви меня - не жалко. Но ты найдешь мое сердце. Я люблю тебя.
Он с пренебрежением, медленно разорвал куклу и заглянул внутрь. Внутри было пусто, и он брезгливо отбросил её в сторону.
Звёзды, бесконечно далёкие, как капельки росы, висящие в паутине пространства... Быть может оттуда прилетело ко мне это непонятное, неземное существо, давшее себе человеческое имя? Да, она никогда не была человеком, но разве это великий грех? Разве мало родившихся людьми, потом изменили свою суть? Все мы не вечные, в отличие от тех, кто не знает о вечности, а звёзды только считают нас: "Вот ещё один загорелся, а вон тот погас, а вот..."
В моем доме живет Лета. Она как прежде любит играть мною: то говорит, что не любит меня, то ревнует, то становится беспомощной и наивной, то безжалостно ругает меня за растяпство, то становится ласковой и нежной... Иногда она превращаетсмя в ласточку и долго летает над городом, а иногда я вижу её во сне. Я по-прежнему люблю её, и до мозга костей осознаю это, хотя когда-то я не верил, что это чувство может быть столь ощутимо.
Вечный вопрос: "Что такое любовь?" Каждому хочется, чтобы она была. Но одни забывают о ней сразу, другие немного позже, третьи верят и обманываются, четвертые просто обманывают... Мечта всегда закрывает глаза на долги. Но кто тогда достоин её? Или любовь - это отпущение грехов?..
Да простит меня Бог!
У деревянной оградки лежала сломанная кукла. Люди торопливо проходили мимо, будто боясь испачкаться о её порванное и сбившееся платье и думали: "Как можно лежать вот так у забора с выломанными ребрами, безногой и грязной!"
Сломали куклу - обыденное, ничем не примечательное событие. Обыденное, но в то же время с привкусом горечи, будто в дождливый день узнал о смерти незнакомого тебе, но хорошего человека...
Скоро осень, и куклу засыплет снегом.
Хранитель-Ветер
Предыдущий Следующий
|