«Музыка приходит ко мне просто потоком. В моём мозгу я не слышу произведение в его развёртывании, но держу его целиком, одной глыбой... Всё это проходит во мне как волшебный и грандиозный сон. Как происходит, что я не забываю это, как забывается сон? О, наверное, это самый бесценный дар, за который я должен возблагодарить моего Создателя»
(В.А. Моцарт)
27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге, расположенном в районе Альп и окруженном живописными реками и лесами, родился Вольфганг Амадей Моцарт.
До трех лет Вольфганг ничем не отличался от обыкновенных детей: это был живой и веселый ребенок, с чрезвычайно нежной, глубоко чувствующей и впечатлительной душой: он постоянно спрашивал, любят ли его, и начинал плакать, если даже в шутку получал отрицательный ответ; он плакал также, если его чересчур хвалили.
Отец его, Леопольд Моцарт, служил в капелле архиепископа Зальцбургского, был хорошим скрипачом, ставшим впоследствии капельмейстером, и автором многих музыкальных сочинений. Он был чутким, внимательным, педагогом.
Поначалу отец начал заниматься обучением игре на клавесине с дочерью Наннерль, старшей сестрой Вольфганга.
Первый урок, на котором присутствовал трехлетний Моцарт, произвел на него такое сильное впечатление, что совершенно его переродил.
«Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,—
Как пробудившийся орел».
Для Моцарта этот урок был божественным глаголом, который говорил о его назначении и указывал ему его путь на земле. С этих пор Моцарт забыл свои прежние игры и всецело погрузился своей детской, но гениальной душой в музыку. По целым часам стоял он у клавесина, отыскивая разные созвучия, и хлопал в ладоши от радости, когда находил терцию или квинту. К великому изумлению отца, малыш, которому едва исполнилось три с половиной года, по слуху безошибочно повторяет все пьески, которые разучивает сестра.
После этого Леопольд стал в игровой форме обучать игре и маленького сына. Вольфганг очень быстро и с удивительной легкостью освоил игру на клавесине, скрипке и органе. Он не отходил от инструментов, в его душе поселилась музыка.
Однажды Леопольд пришел домой вместе с другом, и застал 4-летнего сына над пачкой нотной бумаги, обрызганной кляксами. Мальчик рисовал ноты. Когда отец спросил у него, чем он занимается, Вольфганг ответил, что написал концерт для клавесина. Сначала отец это воспринял, как детскую шалость. Но когда внимательно рассмотрел нотный лист, тут же пошел показывать другу, и с удивлением воскликнул: «Посмотри, здесь все правильно и со смыслом!»
Ещё однажды, проезжая мимо одного монастыря, они зашли в него помолиться. Моцарт тем временем пробрался к органу и заиграл. Монахи, сидевшие с гостями за трапезой, услыхав чудные звуки, побросали еду и гостей и в немом восторге столпились вокруг маленького виртуоза.
Когда Вольфгангу исполнилось 6 лет, то он уже в совершенстве исполнял и импровизировал на клавесине, органе и скрипке, и написал свою первую симфонию. Так же виртуозно играла на всех инструментах и его одарённая старшая сестра Наннерль.
«Дети мои одарены таким талантом,- писал Леопольд Моцарт,- что, помимо родительского долга, я бы всем пожертвовал ради их воспитания. Каждая потерянная минута — потеряна навеки... Но вы знаете, что дети мои привыкли к работе»
Леопольд решил показать своих талантливых детей всему миру. И, с благословления зальцбургского архиепископа, отправился на гастроли по странам Европы. Маленькие музыканты выступали с концертами в Бельгии, Франции, Австрии, Англии, Голландии, Швейцарии. Германии, Италии, Голландии, Фландрии, Нидерландах… И везде чудо-детей встречали переполненные залы и восторженные овации. Мальчик виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал листа незнакомые произведения с такой легкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком. Руки малыша летали по клавишам как легкие порхающие бабочки. Вольфганга называли «Маленький волшебник» Его искусству удивлялись вельможи, короли и сам Римский папа. Императоры умилялись до слёз и осыпали ребёнка поцелуями, а маленький Моцарт при этом доверчиво спрашивал: «А ты вправду меня очень-очень любишь?», чем приводил их в немалое замешательство…
В гастролях семья Моцарта пробыли 5 лет. В Париже семилетний Моцарт сочинял симфонию, и четыре сонаты для скрипки и клавесина.
В 1764 году, в Лондоне, восьмилетний Вольфганг познакомился с Иоганном Христианом Бахом, сыном великого Иоганна Себастьяна. Мастерская игра Баха на клавесине произвела на мальчика сильное впечатление. Он всей душой полюбил клавирные и органные сонаты И. X. Баха, такие светлые и жизнерадостные, с певучими, ласковыми мелодиями, похожими на ангельские голоса. Они вскоре подружились, и нередко импровизировали вместе на одну и ту же музыкальную тему, одновременно на двух клавесинах, немало удивляя всех, кому приходилось их слышать.
В Лондоне Вольфганг пишет еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме того, берется за сочинение симфонии.
В поездке Моцарт не только давал концерты и занимался сочинением, но и слушал много музыки. Он познакомился с итальянской оперой, в Мангейме услышал лучший в Европе оркестр, исполнявший симфонии; в Париже с удовольствием побывал на спектаклях опер Дуни и Филидора. Все это расширило кругозор юного музыканта, принесло новые впечатления, дало пищу для размышлений и немедленно отразилось в его собственных сочинениях. 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров.
Счастливая безмятежная пора детства для Моцарта продлилась недолго. Когда Вольфгангу исполнилось 12 лет, то начались его трудности и огорчения. До этого времени в светском обществе им умилялись, как чудо-ребёнком, как диковинкой и забавой, а не смогли воспринять выросшего Моцарта. Гений, стремительно выраставший из узких стилевых рамок, стал чужд и непонятен современникам. Опережая время, Моцарт обрек себя на боль и страдания. Придворные музыканты начали воспринимать его как опасного соперника, К тому времени Моцарт уже сочинил множество произведений, а так же оперу « Мнимая простушка» Но, в результате интриг, репетицию и премьеру оперы запретили.
Музыка для Моцарта была смыслом его жизни, он не мог без неё, и он продолжил трудиться с удвоенной силой любви.
«Сочинять – вот моя единственная радость, моя единственная страсть…», – писал В. А. Моцарт о себе.
В возрасте 14 лет, одновременно с сочинением опер, Моцарт изучает хоровую полифонию старых итальянских мастеров, занимается у знаменитого падре Мартини, и проходит труднейшее испытание в Болонской академии: И происходит небывалое: юному музыканту не просто дают диплом об окончании, его избирают в члены Болонской музыкальной академии.
Дирекция оперного театра в Милане заказывает ему оперу «Митридат, царь Понтийский». Опера ставится 20 раз подряд при переполненном зале. Большинство арий повторялось на бис. Не меньший успех имеет двумя годами позже и вторая опера Моцарта «Лючио Силла».
Однако постоянного места в Италии юному музыканту получить не удаётся.
В 1771 году, возрасте 15 лет, в судьбе Моцарта произошли резкие перемены. В Зальцбурге умер старый з архиепископ, который снисходительно и благосклонно относился к частым гастролями и свободному творчеству семьи Моцарта. И его престол занял граф Иероним Коллоредо. Деспотичный, надменный правитель не терпел опер и симфоний. Он считал, что подчиненные ему музыканты не должны тратить время на такие занятия, да ещё и для заграничных театров. Он приказал Моцарту срочно возвращаться в Зальцбург.
Моцарту уже исполнилось 17 лет, начался самый расцвет его таланта, а ему строго запретили сочинять, и покидать город.
С тех пор его день начинался в тесной прихожей вместе с прислугой, с ожиданий очередных приказаний графа.
Архиепископ относился к придворным музыкантам как к лакеям, заставлял исполнять музыку, которую считал нужной для церемоний его правления, а так же посылал на уборку комнат, запрещал посещать любительские музыкальные общества.
Но, не смотря на запреты. творчество продолжается, Моцарт встаёт еще до рассвета и сочиняет симфонии, сонаты, серенады. Для него утренние часы на открытом воздухе - самые ценные для создания музыки. Богатые художественные впечатления за годы поездок, всё более заметно проявляются в его сочинениях. Он написал еще 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров
Но всё более для души Моцарта становится невыносимой положение раба в заточении, и зависимости от прихоти архиепископа. И он просит отставки, и уезжает из Зальцбурга в Вену.
Он предпочёл свободу и одиночество в невзгодах, ради любви его жизни.
Жизнь в Вене была для Моцарта нелёгкой, он испытывал нужду, его тревожила каждый день мысль о том, как накормить семью, заплатить за жильё, найти любой заказ для работы.. В то время он уже создал семью, женился на Констанции Вебер, родились дети.
Наконец ему удалось найти 4 заказа на уроки, а так же заказ сознания оперы для Венского театра. Опера «Похищение из сераля» была вскоре написана. Премьер состоялась в июле 1782 года. Публика встретила композитора с овациями. После опера ставилась на сценах многих театров страны.
В 1781 году Моцарт познакомился с композитором Йо́зефом Гайдном. Их связала искренняя, теплая, трепетная дружба. Моцарт находил в общении с Гайдном отдушину, понимание, поддержку. Доверял ему сокровенные переживания и мечты.. Моцарт посвятил Гайдну шесть струнных квартетов. Гайдн оставался верным другом до последнего дня жизни.
В 1786 году Моцарт знакомится с аббатом Лоренцо да Понте, который предложил творческое сотрудничество, и Моцарт с радостью согласился. Моцарт давно мечтал посвятить оперу о живых человеческих чувствах, со всеми переживаниями, сомнениями, страстями и надеждами человека. Оперы назвали «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Премьера опер была встречена овациями и на бис. Мелодии из Дон Жуана в народе напевали повсюду, музыка стала любимой и народной.
Но шумный успех произведений не улучшил бедственного положения Моцарта, он по прежнему оставался в нищете. Постоянного места службы так и не удавалось найти, он зарабатывал заказами «по случаю», и дешевыми частными уроками. В его семье уже росли дети, жена, Констация, часто болела, и Моцарт искал каждую возможность, чтобы поддержать семью. Однажды к ним домой зашел друг и застал Вольфганга и Констанцию, танцующими в комнате. Оказалось, что не хватило средств, чтобы купить дрова. И супруги, чтобы согреться, начали танцевать. Друг, конечно, принес им дров, и растопили печку, но Моцарту из нужды было выбраться очень трудно.
По отзывам знавших его людей, Моцарт был чрезвычайно живым, весёлым, дружелюбным, глубоко чувствующим, добрым и благородным человеком. Нуждаясь сам, Моцарт первый приходил на помощь к друзьям: всякий мог рассчитывать на его поддержку. Он помогал советами, трудом, отдавал последнее, что у него было..
Моцарт был и глубоко верующим человеком. Его вера была, как и всё в его жизни, живой, человечной.
В письме к отцу Моцарт писал:
«Я всегда думаю о Боге, признаю Его всемогущество и страшусь Его гнева. Но я знаю и Его любовь, Его сочувствие и сострадание к тем, кого Он сотворил. И никогда Он не оставит тех, кто Ему служит».
И не смотря на невзгоды, Моцарт продолжал творить с полной самоотдачей сил любви. Он дарил лучезарную, солнечную музыку, наполненную светом надежды, поднимая душу над всеми слезами и болями божественно высоко.
Многие его произведения стали признаны людьми, как великими шедеврами, только после его жизни, и остались вечными, как сама божественная любовь.
Он прожил очень короткую, всего 35 лет, жизнь, и создал более 600 произведений. Первое произведение написал в 4 года, последнее его творение он создавал до последнего дня жизни. это - «Реквием». Реквием - это вершина Гения и Человечности, музыка вечной любви и Веры, просветления, сопереживания и возрождения.
Музыка Моцарта: в плейлисте
1. Piano Concerte №21, KV 467 II
2.Fantasie D-Moll KV 397;
3. Symphony №25, KV 183,I;
4.Eine Kleine Nachtmusic, ЛМ 525;
5. Pianoconcert №23, KV 488, Adagio;
6. Piano Concerto №20, KV 466;
7. Piano Concerto №4 G-dur, KV 41-II, Andante;
8. Rondo in C Major, K. 617
Моцарт - сонаты для фортепиано:
1. Piano Sonata No.2 K.280: II. Adagio
2. Piano Sonata No.7 K.309: III. Rondo
3. Piano Sonata No.8 K.310: I. Allegro
4. Piano Sonata No.8 K.310: II. Andante
5. Piano Sonata No. 11 K331, III. Rondo alla turca
6. Piano Sonata No.12 K.332,II. Adagio
7. Piano Sonata No.14 K.457: II. Adagio
8. Piano Sonata No.16 K.545: I. Allegro
9. Piano Sonata No.16 K.545: II. Andante
Моцарт - "Симфония 40"
Моцарт - "Реквием"
Предыдущий Следующий
|