19:40 Музыкальный символ Испании | |||||
Я помню ту испанскую гитару, Алексей Иванков Гитара — самый популярный инструмент в мире. Им владеют миллионы людей в разных странах. Многообразие форм и видов этого инструмента в современной музыкальной культуре впечатляет. Однако классической продолжает считаться испанская гитара. Для Испании это не просто национальный инструмент, а один из символов национальной культуры. История испанской гитарыЯвляется ли Испания родиной гитары? И да, и нет! С одной стороны, самые древние инструменты, по своей форме и конструкции напоминающие гитару, были известны еще в государствах Древнего Востока, да и само слово «гитара» имеет свои корни в санскрите и древнеперсидском. С другой стороны, свою самостоятельную жизнь как инструмент группы щипковых гитара начинает именно в Испании. Ближайшими родственниками гитары считают лютню, привезенную в Европу арабами, и античную кефару, получившую распространение как в Греции и Риме, так и на Востоке. Именно от кефары, как считается, произошло название современного инструмента. Лютня в XVI–XVII веках стала популярнейшим инструментом в Европе, испанцы же лютню не оценили. В конце Средневековья в Испании появляется виуэла, изначально смычковый, а позже щипковый инструмент, по форме и музыкальному строю напоминавший «гибрид» прототипа гитары с лютней. Многие музыковеды считают, что виуэла оказала большее влияние на становление гитары, чем лютня. Однако гитара — инструмент несколько иного назначения и происхождения. В отличие от солирующей виуэлы гитара была инструментом аккомпанирующим, рассчитанным на аккордовую технику игры. Около XVI века в Испании появился инструмент с 5 сдвоенными струнами, он получил большую популярность в Европе и стал известен как «испанская гитара» — самый близкий прообраз современной гитары. Шестую струну гитара обретает в XVIII веке, происходит это по одним данным в Испании, по другим — в Италии. Инструмент постепенно «обрастает» собственным репертуаром. А уже на рубеже XVIII–XIX веков гитара начала свое победное шествие по Европе. Последний шаг на пути к современной гитаре был сделан в 1850 году испанцем Антонио Торресом, производителем гитар. Он увеличил деку и изменил систему крепления грифа, создав «стандарт» для классической гитары, которому следуют по сей день. Испанская гитара: особенности и разновидностиВ современном мире пользуются большой популярностью два типа акустических гитар: классическая и эстрадная. Испанской считается классическая гитара, в народе ее называют «испанкой». Эстрадная гитара — ее самый близкий интернациональный собрат. Она была создана на базе классической. На современной эстрадной гитаре может быть 6 или 12 металлических струн. Играют на ней пальцами или медиатором. Такая гитара есть во многих домах. Ее, как и классику, сегодня легко купить в любом музыкальном магазине. Классическая гитара дошла до наших дней почти неизменной с XVIII века. Струны на классической гитаре нейлоновые, и их может быть только шесть. Играют на ней исключительно пальцами, так как медиатор может повредить струны. Помимо классической гитары существует еще одна разновидность гитары — гитара-фламенко, самая «испанская» гитара. Она появилась в XIX веке как удешевленный вариант классической гитары, получила распространение в среде андалузских цыган, главных «творцов» музыки фламенко, и стала воистину народным инструментом. Гитары-фламенко обычно делают из кипариса, считающегося дешевым материалом. Корпус гитары-фламенко меньше, чем у классики, она более юркая. В руках испанца гитара должна «танцевать». Звук гитары более насыщенный, агрессивный. На такой гитаре проще выразить всю страсть испанской народной музыки. Испанская гитарная музыкаУ современных гитаристов принято считать: умеешь играть «испанщину» — значит, в совершенстве владеешь инструментом. Испанская музыка — вершина современной гитарной музыки. Главным жанром испанской гитарной музыки, конечно же, является фламенко. «Можно ли найти лучший выход для страсти, чем излить ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» — так об исполнении фламенко на гитаре говорил его страстный поклонник, певец испанской культуры, Федерико Гарсия Лорка. В основе исполнения фламенко лежит «расгеадо», испанский бой. Расгеадо — один из главных приемов испанской гитары, который используется для аккомпанемента танцорам и певцам фламенко. Он бывает восходящим (от 6-й струны к 1-й), нисходящим (наоборот) и комбинированным. Страсть и боль канте-хондо. Веселье и озорство севильяны и румбы. Все это, и не только, называется фламенко. Именно благодаря страсти и напряжению, царящему на сцене, этот искусство так захватывает любого зрителя, независимо от того, откуда он приехал и понимает он слова или нет. Ведь здесь живые эмоции вырываются на простор и как пожар сжигают всё вокруг. Кто может остаться равнодушным, слушая ревущий перестук каблуков танцовщицы или крик певца, исполненный внутренней боли? Мадрид - столица фламенко. На первый взгляд это утверждение может показаться излишне самоуверенным, но именно этот город решает танцевальное будущее молодых и честолюбивых артистов любого направления этого искусства. Здесь фламенко можно наслаждаться каждый день, будь то большие театральные постановки или "домашние" шоу-программы в барах и таблао. Потому, что только в Мадриде существует культурная индустрия фламенко, благодаря которой, это восхитительное искусство стало известно миру. Испанские песни под гитару неизменно проходят через культуру всех веков существования нации. В романсовой тематике представлены все особенности жизни испанского народа, поэтому испанские песни под гитару бывают любовного, сатирического, юмористического, религиозного, исторического характера. В период Реконкисты и вооруженных действий за возвращение христианских земель, испанские песни под гитару приобретают воинственный, национальный и героический характер, прославляя подвиги христиан. Появились и новые жанры: кантиги, альбады, пасторали, ретроэнсы. Среди романтического населения Испании стали более распространены «вильясинкос» — испанские песни под гитару лирического или религиозного характера. А «кантарсильяс» представляли собой более простые по форме и ритму композиции для повседневного сопровождения обычных бытовых ситуаций. Некоторые известные композиторы играли на гитаре, такие как: Карл фон Вебер, Россини и его жена, Верди. В течение многих лет Франц Шуберт сочинял свои произведения на гитаре, которая висела над его кроватью. В то время у него не было фортепиано. Берлиоз также сочинял свои произведения с помощью гитары. Андрес Сеговия призывал многих композиторов писать для гитары. Он стал первым гитаристом, который выступил в концертном зале ... До Сеговии, люди считали, что гитара не концертный инструмент. Путешествуя и давая концерты по всему миру, он привлекал внимание и прививал уважение к этому удивительному инструменту. Гитаристы фламенкоНародные гитаристы, в подавляющем большинстве цыгане, из поколения в поколение передавали и совершенствовали технику игры, способы вариационного развития и, наряду с народными певцами, являлись хранителями народных традиций. В Андалусии гитара являлась основой музыкального воспитания, имела здесь такое же значение, как фортепиано в других странах, была и осталась неизменным спутником испанского народно-бытового музицирования. Роль гитары в искусстве фламенко трудно переоценить. Благодаря своим потенциальным возможностям, она выполняет роль и аккомпанирующего, и солирующего инструмента, может выступать и в качестве полноправного участника диалогов: певец — гитара, танцор — гитара. Массовое народное музицирование превратило гитару в поэтический символ испанской музыки. Как говорит Гарсиа Лорка, страстный почитатель музыки фламенко: «Можно ли найти лучший выход для страсти, чем излить ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» Он посвятил гитаре строки одного из своих замечательных стихотворений: Начинается (Перевод М.Цветаевой) Начиная с 20-х годов XX века, гитара фламенко завоевывает большие концертные залы. В ее популяризации огромную роль сыграли истинные знатоки народного искусства Андалусии — Мануэль де Фалья и Гарсиа Лорка. Их усилиями в 1922 году в Гранаде был организован первый фестиваль фламенко, положивший начало росту популярности жанра. Крупнейшими мастерами исполнения мелодий фламенко на гитаре, пионерами возрождения фламенко являлись Патиньо, X. Молина, Р. Монтойя. Одним из первых гитаристов Андалусии, выступавших с сольными концертами, был выдающийся виртуоз-импровизатор Рамон Монтойя, положивший начало записи игры фламенко на дискограммы. С огромным успехом он выступал не только в городах Испании, но и за границей. В игру фламенко Монтойя внес много новых элементов и различных технических приемов. Блестящими солистами и аккомпаниаторами зарекомендовали себя Мануэль и Хуан Морано, Пако Кеперо, Педро Пенья, Феликс Утрера, Ниньо Рикардо, Пако Пенья, Маноло Санлукар и другие. Фламенко в настоящее времяВ настоящее время популяризация фламенко ведется путем организации периодических фестивалей, конкурсов фламенко, сольных концертов гитаристов, гастролей театров фламенко. Сегодня всему миру известны имена таких выдающихся гитаристов-виртуозов, как Марио Эскудеро, Виктор Моих (Серранито), Маноло и Эстебан Санлукар, Паррилья де Херес, Агустин Сабикас, Мануэль и Хуан Морано, Пако де Лусия и другие. Paco De Lucia - Entre Dos Aguas Paco De Lucia, George Dalaras - Manouela Nocy — Belleza Jesse Cook - Tempest Сравнение первых грамзаписей музыки фламенко с современными позволяет обнаружить новые мелодико-гармонические элементы, однако, не нарушающие основных канонов и черт жанра. В настоящее время интерес к народной музыке Андалусии в нашей стране постоянно возрастает. Гастроли гитаристов Марио Эскудеро, Педро Солера, Мануэля Кано, Пако де Лусии, певицы и танцовщицы Кэти Клавихо, ансамбля «Луисильо», цикл телевизионных передач «Радуга», видеозаписи выступлений выдающихся музыкантов позволили познакомиться многочисленным любителям музыки с замечательным искусством фламенко. Источники: Испанская гитара. Гитара фламенко http://blog.norma40.ru/ С.Каржавин, В.Максименко. Гитара фламенко / Музыкальный альманах. Выпуск 2. Гитара. М., 1990
| |||||
|
Всего комментариев: 2 | |
| |