09:26 Пётр Ильич Чайковский | ||
«Там, где слова бессильны, является более красноречивый язык, музыка» (Чайковский) Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в посёлке Воткинске Вятской губернии, в семье горного инженера Ильи Петровича и пианистки Александры Андреевны Ассиер. В доме Чайковских любили музыку. Отец, Илья Петрович, играл на флейте, а мать, Александра Андреевна, красиво пела русские романсы и аккомпанировала на рояле. Именно мама научила сына Петра правилам игры на фортепиано и нотной грамоте. Петр Ильич позже писал в личных дневниках и письмах о том, что своей матери благодарен за любовь к родине, к русской природе, и за всё, что придавало ему новые силы и вдохновение в творчестве. Никто в семье не предполагал, что мальчик будет музыкантом, и в десятилетнем возрасте юного Петра отправили в Петербург в Училище правоведения, где он обучался девять лет. Мальчик тосковал по родному домашнему теплу, по любви близких, и только музыка спасала его от одиночества. Пётр серьёзно продолжал музыкальные занятия факультативно, в Музыкальных Классах Русского музыкального общества Петербурга. Отец, Илья Петрович, поддержал идею о том, чтобы совмещать основную работу с увлечением музыкой. В свободное от работы время продолжал заниматься музыкой, посещал оперный театр. Сильнейшее впечатление на Петра Ильича произвели оперы Моцарта «Дон Жуан» и Глинки «Иван Сусанин». Чайковский потом писал: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, - я обязан Моцарту. Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете» Человек высокой культуры и духовности, глубоко любящий родину и русскую природу. В жизни Петра Ильича много значила литература, история. В юности писал стихи, и позже говорил, что если бы не стал композитором, то посвятил бы свою жизнь писательству. Литература была для композитора «после музыки, главным и существеннейшим его интересом». Особенно любил перечитывать произведения Пушкина, Островского, Гоголя, Льва Толстого, Чехова, пропускал строчки через сердце, в них слышал музыку. Книги вдохновляли композитора в создании новых сочинений. Пётр Ильич был лично знаком с Львом Толстым, Чеховым, Островским. В декабре 1876 года Чайковский познакомился с Львом Толстым. Писатель и композитор откровенно беседовали о музыке, литературе, духовной культуре, об истинном призвании художника. Чайковский читал многие произведения Толстого, находил в них созвучные своей душе мысли о любви к правде, добру, уважение к разуму человека. Толстой горячо любил музыку, остро переживал, слушая произведения, которые глубоко проникли в его душу. Зимой 1874 года Чайковский показал законченный вариант Первого Концерта для фортепиано оркестром Николаю Рубинштейну. Тот отозвался о произведении критически, сказал, что «никуда не годится». Пётр Ильич расстроился, и позже отправил рукопись Концерта немецкому пианисту Гансу фон Бюлову, на что тот с радостью согласился. О ландыш, отчего так радуешь ты взоры? С детства Чайковский читал старинную легенду о принцессе, которую злой колдун превратил в Лебедя. Только по ночам чары спадали, и принцессе возвращался прежний облик прекрасной Одетты. Расколдовать девушку мог только тот, кто полюбит её. Творческий путь Петра Ильича, не был усыпан розами. Не всегда при жизни встречается понимание, признание, духовная поддержка. Чтобы не чувствовать одиночества, Чайковский ездил с концертами по городам Европы, где дирижировал и исполнял свои произведения. А потом начинал сильно тосковать по родине, и снова возвращался в Россию. «Даже европейский ошеломительный успех не может спасти от ностальгии, и вынужден с утра до вечера, с вечера до утра неустанно бороться с мучительной, неописанной тоской по Родине. Бывают минуты, когда я почти решаюсь бросить все это и уехать в русскую милую глушь... Ведь еще целых четыре месяца мне придется скитаться по чужбине!» Осенью 1877 года Чайковский переживал душевный кризис, и приступил к созданию оперы «Евгений Онегин». Проводил бессонные ночи, с упоением читая роман Пушкина, и на одном дыхании написал сценарий оперы. Перед началом создания музыки возникали трудности, как соединить сценарий поэмы Пушкина с оперным жанром. Пётр Ильич отличался великой работоспособностью и самодисциплиной. «Иногда вдохновение ускользает, не даётся. Но я считаю долгом никогда не поддаваться, ибо лень очень сильна в людях. Вдохновение эта такая гостья, которая не любит посещать ленивых Необходимо побеждать себя, чтобы не впасть в дилетантизм“. За 9 лет с 1879 года композитор создал в новой редакции 2-ю симфонию; закончил Пятую симфонию; написал оперу «Орлеанская дева» по драме Фридриха Шиллера, и драме Ж. Барбье «Жанна д’Арк»; увертюру-фантазию по мотивам трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»; оперу «Мазепа», по сюжету Пушкина «Полтава»; оперу «Черевички», по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»; оперу «Чародейка» по трагедии Шпажинского; увертюру-фантазию к «Гамлету» Шекспира. В 1890 году Чайковский снова обратился к произведениям Пушкина. Тема «Пиковой дамы» волновала композитора. Чайковский уехал во Флоренцию, чтобы там ничего не мешало работе, и никто не отвлекал. Написал оперу за сорок четыре дня. «Скорость вовсе не обозначает, что я кое-как написал оперу. Все дело в том, чтобы писать с любовью» Не меняя сюжета повести, Пётр Ильич подчеркнул в музыке свои акценты души, то, что ему близко и свято. В образе Германа показал не холодного, расчётливого и циничного игрока, а драму человека во власти противоречивых чувств, ослеплённого погоней за роковой тайной трёх карт, который лишь после того, как проиграл, сквозь бред безумия понял, что нет в жизни ничего дороже любви. Чайковский всем сердцем переживал за каждого героя, а Германа жалел, сочувствовал ему, как о родном, близком человеке. «Герман не был для меня только предлогом писать ту или иную музыку, а всё время настоящим живым человеком, притом очень мне симпатичным. Пиковую даму я писал именно с любовью. Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!» Последние три года жизни Чайковского были расцветом признания во всём мире. Композитор гастролировал с концертами во многих городах Европы. Общался с композиторами, такими, как Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс, интересовался зарубежной музыкальной культурой. Но принимая всё разнообразие музыкальных стилей и течений, он оставался верным себе. Его произведения проникнуты родными напевами и интонациями русской души. «Я являюсь таким, каким меня создал Бог и каким сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую. Я не изменил себе ни разу». Пётр Ильич работал без устали, отдавая музыке всего себя. Признание, успех, пышные красоты городов, не могли заменить ему родины. С каждым днём его все сильнее тянуло в Россию, он мечтал поселиться в деревне, в тишине, вдали от суеты, рядом с природой. Так и поступил, выбрал для проживания подмосковную усадьбу, вблизи Клина. Русская природа вдохновляла Чайковского, рождала в его воображении образы и волшебные мелодии. «Слава Богу, я стал снова вполне доступен общению с природой и способностью в каждом листке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо-прекрасное, покоящее, мирящее, дающее жажду жизни». Ещё в 1884 году Чайковский прочитал в журнале «Русский вестник» пьесу датского писателя Хенрика Герца «Дочь короля Рене». Рассказ очаровал композитора своей поэтичностью, чистотой, лиризмом, светом любви. В 1891 году Чайковский осуществил мечту, написал оперу с названием «Иоланта». Получилась солнечная, оптимистичная опера о слепой с рождения девушке, о силе любви и веры, которая помогла Иоланте исцелиться и увидеть свет. Это была последняя опера в жизни композитора. В 1892 году Пётр Ильич Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик», по мотивам старинной сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Волшебная, рождественская, новогодняя, добрая сказка, любимая с детства. Премьера балета состоялась в декабре 1892 года, одновременно с оперой «Иоланта». Балет полюбился зрителям, и стал мировой музыкальной классикой. 1883 год в жизни Чайковского оказался невероятно насыщенным и плодотворным. И это был последний год в жизни Петра Ильича. За десять неполных месяцев композитор написал Третий фортепианный концерт, восемнадцать пьес, шесть романсов, вокальный квартет «Ночь» на собственные стихи, и музыкальные темы любимого Моцарта, и главное его творение - Шестую Патетическую симфонию. Композитор прожил короткую жизнь, оставив после себя богатое духовное наследие всему миру. В музыке Чайковского звучит светлая любящая душа. «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору» - П.И. Чайковский.
ИСТОЧНИКИ: • Сайт о творчестве Чайковского http://www.tchaikov.ru
| ||
|
Всего комментариев: 3 | |
| |